Помню, не так давно в топе висел пост, автор коего задавался вопросом - какие продукты питания Россия может продавать за кордон? - ну, и приходил к выводу, что разве что старые добрые водку, икру и, быть может, кондитерские изделия.
По сему поводу я хочу сказать следующее: эх, граждане, продукты-то у нас хорошие, но для их экспорта и вообще для того, чтоб тот или иной продукт питания широко распространился по миру и стал, так сказать, модным и популярным, нужны не столько качество продуктов, сколько грамотный пиар и большая наглость, то есть хуцпа.
Вот возьмём, к примеру, такую штуку, как лягушачьи лапки или там виноградные улитки. Вы думаете, что французишки изначально их ели от хорошей жизни? А ни фига подобного, они их жрали с голодухи - таки да, в нищей, бедной средневековой европке людишек было много (фон барон на фон бароне сидит и фон бароном погоняет), а земли и воды, дровишек и жратвы не хватало. Потому-то «цивилизованные европейцы» не знали бань, ходили немытыми, строили домишки из говна и палок, жрали всякую дрянь и с голодухи то ходили в грабительские походы, то захватывали колонии за океаном. На хлебосольной же и обильной всем Руси люди каждую субботу мылись в бане, а что до лягушек, то такую дрянь на Руси даже скотина не ест, как сказал однажды император Александр III французскому посланнику, вздумавшему было насмехаться над нашей русской гречей, которую в европках якобы только скотине дают.
Казалось бы, пожирание дряни, на которую даже смотреть противно, а не то что жрать, есть зрада, ганьба и источник обидных прозвищ типа «лягушатники», но оные лягушатники оказались хитры и сумели обратить ганьбу в перемогу. Как они это сделали? А очень просто: они сумели внушить всему миру, что лягушки и слизни это не гадость, а офигеть какой деликатес, который надо подавать в хороших ресторанах за высокую цену, а мир и поверил, и теперь радостно надрачивает: как же, как же это вкусно, это круто, это престижно, это обязательно надо попробовать хотя бы для знакомства с национальной культурой – кухня ведь тоже часть культуры!
Примерно так же раскручивался хвалёный французский буйабес, изначально представлявший собой дешёвую, приготовляемую из остатков улова уху для бедных; и итальянская пицца (открытый пирог бедняка, в который валили остатки - обрезки сыра и колбасы, завалявшийся помидор и луковицу и т.д.): и суси, япона мать их так - пища простонародья, комочек риса с рыбой или другими морепродуктами.
На Руси же ели и едят сытно - мы в уху не остатки, а стерлядь бросали, и икрой осветляли, мы в пироги не обрезки, а хорошую мясную, рыбную или там фруктово-ягодную начинку кладём - но рекламировать и раскручивать свои вкусности мы не умеем. А если бы умели… о, ну, тогда всё могло бы быть иначе, и в закусочных быстрого питания по всему миру подавали бы мясо в тесте не в виде биг маков и прочих гамбургеров, а в виде пельменей или блинов; и по телефону или по интернету по всему миру заказывали бы доставку не пиццы, а разнообразных русских пирогов.
Но всё получилось иначе - примерно как в том анекдоте, где крыса говорит хомячку:
- Послушай, вот и ты грызун, и я грызун. Но меня ненавидят, а тебя обожают, целуют, сюсюкают, и говорят «Ми-ми-ми!» Как так?!!
- А у нас с тобой пиар-менеджеры разные…
Так и тут: у русской лапши и у итальянской пасты пиар-менеджеры разные…
А впрочем… знаете, может, оно и к лучшему: многие русские блюда являются своего рода произведениями искусства, а произведения искусства не стоит тиражировать… И вообще, русская кухня - для русских людей, а не для западной шантрапы и швали.
Так шо нехай жрут свою лягушатину, а я как русский человек с окраины пойду лучше себе сала отрежу… Аминь.
Journal information