?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Иван Грозный.

480 лет тому назад,  в 1530 году,  родился царь Иоанн IV Васильевич Грозный.

www.klopp.ru/uploads/posts/1187627984_vasnecov_1.jpg

 Та  оценка личности Ивана Грозного, которую вы сможете прочесть под катом, мне весьма близка….

 

Иоанн IV Васильевич (25.8.1530–18.3.1584), первый Великий Князь (с 1533), официально помазанный на царство на Руси в 1547 г. и этим закрепивший преемственность от Византийского Второго Рима. Правление его врагами России всегда представляется исключительно в отрицательном свете. Даже перевод слова "Грозный" на все европейские языки сделан тенденциозно – как "ужасный", хотя "грозный" по-русски означает скорее "строгий", "грозящий" и не содержит отрицательной оценки.

Первый период правления рано осиротевшего молодого Царя проходил под исключительным влиянием св. митрополита Макария, при котором началась славная эпоха Земских Соборов (Стоглавый Собор – важная веха в духовной жизни Руси), выпущен "Судебник" (эта реформа судопроизводства дала возможность каждому защищать себя в суде; смертная казнь применялась только после рассмотрения дела Государем), возросла роль местного самоуправления народа посредством выборных людей; положено начало книгопечатанию и создана государственная система общеобразовательных школ.

Царь Иоанн IV положил конец беспокоившим Русь рабовладельческим ханствам, Казанскому (1552) и Астраханскому (1556), освободив оттуда сотни тысяч русских пленников. В 1560 г. русские войска одержали победу над Ливонским орденом, вернув на некоторое время старые русские города Колывань (Ревель), Юрьев (Дерпт, ныне Тарту) и др. При Иоанне Грозном началось освоение Сибири (поход Ермака 1581–1582). Прирост территории Русского царства при Грозном Царе был с 2,8 до 5,4 млн. кв. км – почти вдвое; прирост населения на треть; основано 155 городов и крепостей.

Трудный характер Грозного, сложившийся под влиянием жестокого боярского окружения, убивавшего на глазах молодого Царя его родственников, был на долгие годы смягчен его супругой, кроткой Анастасией. Кончина митрополита и любимой жены (1560), а также циничные намерения боярства, в очередной раз проявившиеся при тяжело больном Царе в 1553 г. (бояре отказались присягать его сыну), – все это изменило поведение Царя, делая его все более жестким.

В апреле 1564 г. князь Андрей Курбский, близкий соратник и наместник Царя в Дерпте, перебежал к литовцам, обвинив Царя в жестокости, и возглавил одну из польских армий в походе против Руси; в 1564–1679 гг. вел затем известную полемическую переписку с Царем... Немалая часть боярства симпатизировала Курбскому. В раздражении в декабре 1564 г. Царь покинул Москву в сопровождении верных ему людей с женами и детьми... Поездив по окрестным монастырям, Царь к Рождеству остановился в Александровской слободе, в 112 верстах от Москвы, где 3 января 1565 г. объявил о сошествии с престола из-за гнева на бояр...

Когда первое оцепенение москвичей прошло, столица взолновалась народными сходками: «Государь нас оставил, – вопил народ. – Мы гибнем. Кто будет нашим защитником в войнах?» Духовенство, бояре, сановники, приказные люди, проливая слезы, требовали от митрополита, чтобы он умилостивил Иоанна править, никого не жалея и ничего не страшася... 2 февраля Царь торжественно вернулся в Москву и приступил учреждению опричнины (особого войска с особой территорией и управлением) – как карательного органа против изменников. Остальная часть государства получила название земщины.

Целью Грозного было ослабить боярское влияние и укрепить централизованную царскую власть. Однако в достижении этих правильных целей Царь стал прибегать к самым суровым и не всегда христианским методам, даже преступным (уничтожались по доносам семьи с малыми детьми и целые роды с грабежом их имущества). За это Грозный Царь был бесстрашно порицаем св. митрополитом Филиппом, который поплатился за это жизнью в 1569 г. Тогда же опричниками были устроены массовые убийства в Новгороде (1570) и других городах. (Современные патриотические историки объясняют это необходимостью искоренения оставшихся очагов ереси жидовствовующих, но при этом Царь опять-таки не различал правых и виноватых, убивая даже верное духовенство...)

В то же время необходимо отметить относительно критики Грозного западными историками и русскими либералами: на фоне жестоких нравов в тогдашней Европе Иоанн Грозный выглядит почти что ангелом в сравнении с Людовиком XI, Филиппом II Испанским, герцогом Альбой, Чезаре Борджиа, Катериной Медичи, Карлом Злым, Марией Кровавой, лордом-протектором Кромвелем и Елизаветой Тюдор. К тому же Грозный каялся в убийствах, а европейские монархи даже такого понятия не имели. В ту эпоху только одна Варфоломеевская ночь в 1572 г. в Париже унесла столько жизней гугенотов (около трех тысяч), сколько числилось жертв во всем синодике Грозного. В том же веке по закону против нищих и бродяг (крестьян, насильно изгнанных с их земли) в Англии были казнены десятки тысяч человек. Жертвы католической инквизиции в ту эпоху по всей Европе исчисляются сотнями тысяч; людей сжигали на кострах по одному лишь подозрению в нарушении презумпции невиновности. Казни часто осуществлялись с мучительными пытками (сдирание кожи, вытягивание кишок, четвертование, распиливание, что детально изображено на картинах Дюрера, Кранаха, Г. Давида). Ничего подобного на Руси не было.

Тем не менее мы как православные христиане должны дать нашему первому помазанному Царю свою безпристрастную и объективную, а не сравнительную с европейскими монархами оценку, особенно в наше время, поскольку споры о личности Иоанна Грозного обострились. Одни (либералы) считают его исчадием ада, другие (многие монархисты) – святым. Мы предлагаем искать видение этого вопроса – духовное, без впадения в крайности. Иоанн Грозный обладал должным историософским видением вселенского призвания Русского православного царства как удерживающего Третьего Рима, потому и стал первым Русским Царем-Помазанником, официально венчанным на Царство – то есть самым настоящим преемником Царей Второго Рима, "удерживающим". Возможно именно поэтому сатана обратил на первого Русского Царя свои ожесточенные атаки (он их всегда направляет против ведущих духовную брань), и под градом сатанинских искушений Грозный совершил немало поступков недостойных.

Он слишком полагался на массовые "хирургические" методы и грешил против христианской нравственности и справедливости; он не сделал Церковь своим союзником, а вынудил ее обличать его безсудные жестокости. Не желая прислушиваться к увещеванию святителя Филиппа, Грозный грубо попрал принцип симфонии государственной и церковной властей, что отразилось и на его Большой государственной печати 1577 г., на которой двуглавые орлы увенчаны одной-единственной короной с венчающим ее православным крестом (ранее в печати изображались две короны над каждой из орлиных голов, символизирующих симфонию).

Притом Грозным было огульно уничтожено и много достойных людей, что подорвало аристократический слой и саму династию. Пресечение царствования Рюриковичей и наступление Смутного времени многие тоже трактуют как последствие опричнины Иоанна Грозного...

Царь Иоанн Грозный прожил всего 53 года. Перед самой смертью, в последние часы жизни, был пострижен в монахи и наречен Ионою. Будем надеяться, что в своих грехах он перед смертью успел покаяться...

Источник - www.rusidea.org/

 

promo nemihail 17:00, yesterday 87
Buy for 20 tokens
Вот такие угрозы доходят до меня: "Требуем удаления публикаций, если на данное сообщение не будет ответа с вашей стороны, мы будем вынуждены работать через судебные решения". Допускаю, что это только начало, поскольку есть и те, кого вывозили в лес. У лжеца должна быть хорошая…

Comments

( 15 комментариев — Оставить комментарий )
rex_lockheart
25 авг, 2010 17:35 (UTC)
Споткнулся об эту фразу - "людей сжигали на кострах по одному лишь подозрению в нарушении презумпции невиновности".

Пытаюсь понять, что это значит.

Скорее всего, имелось в виду - "людей сжигали на кострах по одному лишь подозрению, с нарушением презумпции невиновности"...
sandra_nika
25 авг, 2010 17:43 (UTC)
Эта фраза - вообще перл! О какой презумпции невиновности в 16 веке можно говорить? Я так подозреваю, что тогда и понятия такого еще не было.
Вообще у меня к этой статье отношение двоякое: во многом я с ней, как и было сказано, согласна, но далеко не во всем.
Однако другие попадавшиеся мне статьи еще хуже - то очернение, то дифирамбы.
(Удалённый комментарий)
sandra_nika
26 авг, 2010 04:19 (UTC)
Re: ### "В конце пути - прийдётся рассчитаться!" ###
Блин, опять Пролетария понесло!
Пост у нас о Гитлере или об Иване Грозном?
rex_lockheart
26 авг, 2010 07:07 (UTC)
Re: ### "В конце пути - прийдётся рассчитаться!" ###
Это что ещё за спам?!
sandra_nika
26 авг, 2010 07:13 (UTC)
Re: ### "В конце пути - прийдётся рассчитаться!" ###
Ну, это специфический товарищ. Я его уже два раза предупредила. После третьего раза пойдут удаления...
(Удалённый комментарий)
rex_lockheart
26 авг, 2010 15:51 (UTC)
Что-то чёрной сотней завоняло...
Из тебя, братец, такой же пролетарий, как из меня Папа Римский.

l_ilona_l
25 авг, 2010 18:00 (UTC)
Своим воцарением он остановил смуту, усобицу и череду вражеских нашествий.
За время правления он увеличил территорию страны больше чем в два раза. Земли, присоединенные им, являются нашими по сей день; их недра дают большую часть нашей природной ренты,
Он разрушил хищные рабовладельческие государства, мешающие крестьянскому освоению огромных пространств на востоке и юго-востоке.
Он организовал глубоко эшелонированную оборону южного пограничья, что позволило отнять у Дикого поля тысячи квадратных километров плодородной земли.
Он построил более семидесяти городов.
Он созывал представителей всех сословий и земель своей страны на всеобщие собрания; восстанавливал выборные органы самоуправления крестьянских и городских общин.
Он провел подлинную антифеодальную революцию, уничтожая привилегии родовой аристократии и феодальные "государства в государстве". Он вырвал с корнем феодальный сепаратизм, на многие столетия обезопасив страну от распада.
Он провел реформу землевладения, превратив вотчинников, самовластно владеющих огромными землями, в служилых дворян, обязанных защищать рубежи страны,
Он организовал правильную централизованную систему управления страной и привлек к нему даровитых людей из низших слоев общества.
Его трудами возникло постоянное войско, было положено начало артиллерии, как роду войск, и военному флоту.
Он боролся за выход страны к морям, к мировым торговым коммуникациям, за свободу торговли, против фактической блокады, установленной соседними государствами.
Он содействовал становлению торгово-промышленного класса, при нем начал складываться общенациональный рынок.
В церковной жизни его усилиями была утверждена выборность духовенства. При нем были заложены основы начального образования и социального обеспечения, организован выкуп пленных из вражеской неволи.
Он установил торговые и культурные связи с самыми высокоразвитыми странами того времени.
Он создал мультиэтническое, многоконфессиональное общество, где господствовала религиозная терпимость и этническая уживчивость.
Под его руководством страна выстояла в условиях войны на два фронта, против коалиции мощных военных держав, пользовавшихся поддержкой двух крупнейших империй. Фактически третьим фронтом войны являлись неурожаи и эпидемии чумы, а четвертым - предательство старой элиты, оставшейся от времен феодальной раздробленности.
Народ никогда не восставал против него, потому что в его замыслах фокусировались общественные чаяния, в его делах осуществлялись народные нужды.
Не зная его имени, всякий разумный человек сказал бы, какой мощный, интересный, умный правитель. Однако достаточно произнести его имя - Иван Грозный - и в воображении возникают плахи, топоры и такое прочее, а на заднем плане безумные глаза с картина Репина.
Так, может быть, наше восприятие Ивана Грозного подвергалось длительной и целенаправленной обработке? И за этой обработкой стояли идеократические группировки, преследующие определенные политические цели?
Верное понимание эпохи Ивана Грозного неотделимо от осознания особенностей русского исторического пути.
Уверен, что когда нам удастся отмыть эпоху Ивана Грозного от многословного слоя гуано, изверженного псевдоисторической литературой, то мы увидим сложнейший период в биографии нашего народа, который нуждался в волевом стратегически мыслящем лидере и получил его. Собственно, тогда и было сформировано специфически русское "государство-нация", диалектическое единство, которое нельзя разрезать никаким скальпелем, не убив при том и государство, и нацию.

(отрывок из "Война и мир Ивана Грозного")
Да ниспошлет господь любовь и мир его душе страдающей и бурной. А.С.Пушкин.
ben_son
25 авг, 2010 18:03 (UTC)
Да нормальный царь!
Кто без греха пусть первый бросит в меня камень! Ну были перегибы на местах... Ерунда!
l_ilona_l
25 авг, 2010 18:04 (UTC)
Это отрывок из книги " Война и мир Ивана Грозного" Александра Тюрина.
sandra_nika
25 авг, 2010 18:38 (UTC)
Ну, Илона, большое спасибо! Ваш отрывок гораздо лучше моей статьи!
Может, отредактировать запись - заменить мою статью на ваш отрывок?
l_ilona_l
26 авг, 2010 04:15 (UTC)
ЗАЧЕМ?
Они просто дополняют друг друга.
sandra_nika
26 авг, 2010 04:18 (UTC)
Да, так что пусть и то, и другое остается.
storonniyn
25 авг, 2010 18:41 (UTC)
Бедолага... Сирота... Одинокий на троне, без друзей, без родни...
Почему не убили в детстве? Побоялись смуты - много было претендентов на его место...
Но сила! какова смла духа превозмогшего всё! Но изтерзанная предательством дуща не заживала, получая всё новые и новые раныы...
И как раненный зверь среди многих охотников метался разум, круша всё на своём пути без разбору...
У умер таким же одиноким, не оставив ни наследников. ни преемников, ни нединомышленников...
Но дело его живёт и поныне... И стоит над истерзанной Русью его неупокоенный призрак ... И не успокоится, покуда не будет истреблён последний гад терзающий эту землю...
sandra_nika
25 авг, 2010 18:46 (UTC)
Очень хорошо сказано. Аминь.
( 15 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

Паладинка
sandra_nika
Сандра

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner