Когда закон о родных языках ещё обсуждался и рассматривался в Думе, я однажды краем уха услышала беседу с каким-то депутатом. Ему задали вопрос: а что если ребенок, представитель небольшой народности, уедет родителями со своей малой родины куда-то очень далеко, в другой субъект федерации? Сможет ли он там изучать свой родной язык? Депутат ответил: да, такому ребенку далеко не везде смогут обеспечить изучение его родного языка, но тем не менее, в идеале надо стремится к тому, чтобы все, всегда, и везде могли изучать свой родной язык.
Так, вот по сему случаю я хочу заметить следующее: ну, понятное дело, что депутат обязан был сказать, что надо стремиться к идеалу. А нам, не депутатам и не политикам, можно прямо сказать о том, как оно бывает в реале, а не в идеале.
А в реале так: у каждого человека есть права. Однако сие не означает, что каждый человек может реализовать все свои права в полном объеме в любом месте и любое время.
Непонятно? Ну, я сейчас объясню. На примере всё тех же языков. Чтоб никого не обидеть, задействуем для начала в нашем примере представителя вымышленной народности.)))
Итак, у нас есть представитель какой-нибудь центральноафриканской народности под названием мумба-юмба из страны Мумбаюмбии. Имеет ли он право говорить на своем родном языке и обучать на нем своих детей? Безусловно, да.
Теперь представим, что оный представитель племени мумба-юмба решил в силу некоторых обстоятельств переехать из центральной Африки в Центральную Америку,
Спрашивали - отвечаем: НЕТ. Никто не знает в Банании мумбаюмбского. И никто не будет для десятка мумбаюмбцев, проживающих в Банании, открывать специальную мумбаюмбскую школу.
Внимание, вопрос: что же делать бедному мумбаюмбцу? Спрашивали - отвечаем: у него есть несколько вариантов.
- сидеть в родной Мумбаюмбии. Там он свободно сможет реализовать своё право говорить и учится на родном языке.
- уехать не в Бананию, а в большую страну, в какой-нибудь Вавилон типа Нью-Йорка. Если там соберётся большая мумбаюмбская диаспора, то они смогут в своем негритянском районе и на родном языке говорить между собой, и школу для своих детишек организовать.
- пользоваться не мумбаюмбским, а одним из мировых языком. Так, в Банании скорее всего государственный язык - испанский. Но и английский там почти все понимают, ибо Банания - задворки США. Если наш мумбаюмбец ещё на родине изучил английский( а английский в Мумбаюмбии один из государственных языков) , то проблем у него не будет.
Теперь переносим ситуацию на нашу почву. У нас есть ребенок - представитель малой народности А из субъекта под названием А. В силу некоторых обстоятельств он переезжает с родителями на другой конец страны - в субьект Б. Сможет ли он там изучать свой родной язык? Вряд ли. Никто в Б не знает язык А. И никто не будет для десятка ребятишек народности А, переехавших в Б, открывать особую школу.
А значит, у представителя народности А есть те же варианты, что и у вышеупомянутого мумбаюмбца, а именно:
- можно остаться в родном субъекте А.
- можно уехать в город-миллионник. Если там имеется крупная диаспора народа А, то... ну вы поняли.
- а можно пользоваться великим и могучим русским языком. Элементарно, Ватсон.
С уважением, ваш Капитан Очевидность.
Кстати. Все вышеизложенное касается не только языковых вопросов.
Например. Если какие-то пидоры, лесбы, феминистки и прочие изворащенцы считают, что в России нарушают их право ходить гей-парадами и развращать малолетних, то они могут уехать куда-то в килькостаны и там целиком и полностью реализовать своё право ходить гей-парадом. А мы вместо уехавших извращенцев примем людей с нормальной моралью, считающих что на Западе нарушают их права грубыми вмешательствами в традиционную семью.
Если каким -нибудь уродам кажется, что у нас тут расизм, потому что негров очень мало, то они вполне могут уехать в какую-нибудь ЦАР, где негров до фейхоа и никакого расизму.))) А мы взамен примем пару-тройку семей белых фермеров из ЮАР.)))
Если неким сектантам не нравится, что в России запретили их тоталитарную секту, то они могут слинять в укропию, где все секты чувствуют себя прекрасно, и там насладится. А мы взамен примем нескольких православных.
АМИНЬ.
Journal information