?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про топонимику

Рубрика "Вынесено из комментариев". Комментарии человека с непроизносимым ником... короче Алексея Гладышева о топонимике.
Как советская власть проводила декоммунизацию.
В 1944 году Ленинградский горисполком для укрепления патриотизма ленинградцев провёл полную декоммунизацию городской топонимики. Октябрьский проспект снова стал Невским проспектом. В одночасье исчезли улицы, проспекты и площади: Советские и Ленина, Красных Командиров и Жертв Революции, 9 Января и Пролетарской Победы, Урицкого, Володарского и Нахимсона, Карла Либкнехта и Розы Люксембург. На их место вернулись Невский проспект, Дворцовая площадь, Адмиралтейская набережная, Суворовский проспект, Исаакиевская и Казанская площади, Введенская улица, Большой, Средний и Малый проспекты Васильевского острова.
Ленинградцы воспринимали это как своеобразную награду за перенесенные страдания — наконец-то можно было открыто пройти по Невскому проспекту — через Аничков мост, мимо памятника Екатерине II и выйти на Дворцовую площадь с Александровской колонной. Ответ на вопрос «За что воевали» был дан практически без затрат материальных средств, зато предельно наглядно: воевали за то, чтобы жить в России.
«Конструктор технического отдела т. Рогов при подаче заявления о добровольном поступлении в армию заявил, что он идет воевать за Россию, а за страну из четырёх букв воевать не будет», — сообщали с завода имени Энгельса в июле 1941-го. И вот с самого верха коллективному инженеру Рогову передали своего рода привет — ваше мнение услышано.
Т.е. сама советская власть, когда нужно было, легко отказывалась от советской топонимики. Ещё через 12 лет в СССР навсегда исчезнут города Молотов, Чкалов и др. и вернутся Пермь, Оренбург и другие. И тоже небо на землю не упало.
Про правильные русские названия.
Русское название донбасского "Дзержинска/Торецка" – Щербиновка. Так же как нормальное название Дныпро не Днепропетровск, а Екатеринослав, Кропивницкого не Кировоград, а Елисаветград, а Запорожья – Александров.
Я уже не говорю, про "казахстанскую" топонимику. Не Нур-Султан, а Акмолинск. Не Алматы, а Верный, не Актобе, а Актюбинск, не Фергана, а Скобелевск и т.д..
Ну и на закуску афонаризм уже от другого автора - fracorvus
Всякий город можно именовать тремя способами: правильно, неправильно и так, как обозвали хохлы...
Это были комментарии к посту   Проклятое имя...

Метки:

Записи из этого журнала по тегу «слово»

  • Из Запидрижжя пишутЪ...

    Это гениально, блин! Автор закона о декоммунизации мата😜 заявила, что "украинцам исторически была чужда примитивная грязная ругань, её…

  • 2,71бло те весло, кое те привезло

    Вчера был шаббат, а сегодня у меня будет вечер творческой интеллигенции. Смотрите, что я нарыла в этих ваших интернетах: Наткнулась на…

  • Семантика в фонетике

    Что-то по стилю это на Вассермана не похоже... Однако кто бы это не написал, в главном он прав... UPD. Всё-таки я чую стиль - я сразу заподозрила,…

promo sandra_nika march 12, 14:48 8
Buy for 10 tokens
В те дальние-дальние годы, когда не было не только интернета, но и персональных компьютеров и игровых приставок, мы, советские дети, играли в настольные развивающие игры, которые были куда полезнее современных компьютерных игр… Теперь настольные игры вышли из моды - все сидят вставив в уши…

Comments

( 29 комментариев — Оставить комментарий )
lj_frank_bot
4 июн, 2019 06:21 (UTC)
Здравствуйте!

Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: История.

Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.

Фрэнк,

команда ЖЖ
holera_ham
4 июн, 2019 06:50 (UTC)
А за год до того в РККА ввели погоны.
Нет, не так. ПОГОНЫ. Казалось бы, простое изменение формы? Но когда двадцать лет нагнетали ненависть к золотопогонникам... и отменили комиссаров! И разрешили носить награды России, полученные в Великую войну...
https://cdnimg.rg.ru/img/content/160/85/50/kavaler1_d_850.jpg
Я вспоминая , как читал записки харбинцев, которые увидели, как в августе 1945 с борта нашего монитора на набережную Сунгари спустились офицеры с золотыми погонами и крестами на груди... Люди просто обезумели от счастья, обнимали их со слезами- наши вернулись! РУССКИЕ!
Алексей Шнитко
4 июн, 2019 07:33 (UTC)
Re: А за год до того в РККА ввели погоны.
Так ведь в Польше тоже. К советским офицерам подходили польские крестьяне и радостно спрашивали: «Пан офицер, неужели снова при царе будем жить?»
(Анонимно)
4 июн, 2019 06:59 (UTC)
И что тут порочащего сов. власть? Ну поумнели и перестали хаять историю собственной страны
( с подачи тов. Сталина кстати) в отличие от нынешних недоумков опощляющих советское прошлое.
Артур Аветисов
4 июн, 2019 07:13 (UTC)
Фергана- город на востоке УЗБЕКИСТАНА. Вам бы географию 6 класса вспомнить)))) ну если вас в гугле забанили.Бггг
Алексей Шнитко
4 июн, 2019 07:31 (UTC)
Я так подозреваю, что автор прекрасно об этом осведомлён. Просто для него, что «Узбекисиан», что «Казахстан». Искусственные республики на месте русского Туркестанского края.
Артур Аветисов
4 июн, 2019 08:31 (UTC)
Схерали он русский? Просто потому, что когда то был завоеван? Так и Русь когда то завоевывали, никто же не называет Россию Монгольской теперь? Или Норвежской? Или есть и такие блохеры? А я склоняюсь все таки к мысли, что мадам просто невежественна и чересчур озлоблена и все это помножено на дикий шовинизм и ксенофобию.

Edited at 2019-06-04 08:38 (UTC)
ob7unaaQbKL2xLV
4 июн, 2019 09:18 (UTC)
Да, потому что Туркестан был нами завоёван. Когда-то он был под властью Бухарского эмира и Хивинского хана, но мы, русские, отняли эту землю у них и на правах завоевателей сделали эту землю своей.
Артур Аветисов
4 июн, 2019 10:39 (UTC)
Хм. Если следовать вашим заявлением, достаточно раз что либо завоевать, и все, оно уже твое навеки. Как быть тогда с теми же татаро монголами завоевавшими русь, дает ли это теперь право монголии ( по праву завоевателя по вашим же словам) иметь претензии к названии столицы России например? Ну или еще чему? Если вас слушать то они имеют полное на то право, а если еще и послушать нашу шовинистку, то дает еще и право применить силу.
ob7unaaQbKL2xLV
4 июн, 2019 13:50 (UTC)
Нет. России достаточно что-либо завоевать, и оно будет считаться русским. Мы руководствуемся не “правом территориальной целостности", не "правом наций на самоопределение" и не "правом сильного". Мы руководствуемся, что Россия и русские превыше всего. И то, что позволено нам, не позволено нашим врагам.
sytyy_lev
4 июн, 2019 14:00 (UTC)
"Если следовать вашим заявлением, достаточно раз что либо завоевать, и все, оно уже твое навеки." - странный бред. Россия сумела отобрать корону у наследников Орды, так что всё что завоевали монголы и не отдали к тому времени стало русским - всё очень просто. Так и с остальным. От чего-то Россия может по ряду причин отказаться в какой-то момент, но если потребуют обстоятельства... Впрочем не только Россия, а любая страна. Если СМОЖЕТ.
ob7unaaQbKL2xLV
5 июн, 2019 05:15 (UTC)
И да, я действительно великодержавный шовинист и черносотеннец.
vidarr_a
5 июн, 2019 09:11 (UTC)
Значит так, мальчУки и девчУки. Город Фергана был основан в 1876 году генералом М.Д.Скобелевым. А до этого на этом месте НИЧЕГО НЕ БЫЛО. Чистое поле было недалеко от крепости Маргилан. И это даже больше, чем факт - так оно и было на самом деле.
И постреволюционное переименование в Фергану и невозвращение потом названия в честь истинного основателя-отца города, на мой взгляд - мелконационалистическое неблагодарное проявление господ узбеков в отношении России.
И это - какое-то повальное поветрие.
Например, уважаемый Артур Аветисов, в Армении есть сейчас такой город Гюмри. А при историческом материализме он назывался Ленинакан (вспоминаем знаменитое землетрясение декабря 1989 года). А до исторического материализма этот город назывался Александрополь. Основан он был по именному указу Николая I, а назван в честь августейшей супруги Александры Фёдоровны. А до этого там - ну, ничего не было, не считая развалин средневековой крепости Кумайри, которую разрушили турки то ли в 15, то ли в 16 веке. Можно было хотя бы из минимальной благодарности к народу, спасшему армян от ятагана оставить истинное прирожденное название Александрополь? Можно. Но - националистский угар не дал.
Опять же. 18 век. В Закавказье выселяют т.н. "духоборские секты" (их ещё и в Сибирь выселяли, но я про Закавказье). Известны эти сектанты больше под названием "молокане". Так вот, после очередной русско-турецкой войны, наместник Кавказа граф Воронцов М.С. (тот самый, герой 12-го года) разрешил молоканам переселиться из Шемахинского ханства Азербайджана в Лорийскую долину Армении. И возник поселок, а позже город Воронцовка. А до этого там ничего не было, просто земля. Воронцовка стала своего рода "столицей мирового молоканства", там даже их съезды международные проходили. Ну, после 1921 года Воронцовку переименовали в Рыково (не понятно, какое отношение саратовец А.И.Рыков имел к армянскому городку), потом, в 1937 - в Калинино (ещё менее понятно то же про тверичанина М.И.Калинина), а в 1991 году - в Ташир(?????), якобы Ксенофонт в античных рукописях упоминал провинцию "Ташир" ещё чуть-ли не во времена А.Македонского, которая в этом месте как-бы была (Ксенофонт тот давно умер и теперь, что он имел ввиду не спросишь). В общем-то до звезды конечно, эти младоармянские заносы - но осадочек остаётся.
ob7unaaQbKL2xLV
5 июн, 2019 10:08 (UTC)
Скобелева официальные советские историки почему-то считали "слугой царского колониализма" (при этом, к Ермолову никаких претензий не было). Хотя, если судить с точки зрения марксизма, включение отсталой Средней Азии в состав России было прогрессивным явлением: были ликвидированы рабство и шариат, покончено с набегами на соседей, началось развитие капиталистических отношений в Туркестане.

ps_84
4 июн, 2019 07:29 (UTC)
Запорожье -Александровск.
vidarr_a
5 июн, 2019 08:41 (UTC)
Да. Тоже обратил внимание.
Алексей Шнитко
4 июн, 2019 07:40 (UTC)
Так ведь и гимн поменяли. Вместо «Интернационала» теперь «Великая Русь».

Старый гимн – « Интернационал» – перестал подходить в качестве гимна страны, поставившей свои национальные интересы выше «интернациональных». К тому же текст «Интернационала» был довольно тенденциозен и, как Коминтерн, распущенный по указу Сталина, плохо воспринимался союзниками по антигитлеровской коалиции.

Требовались и подходящие авторы. Ими стали — надо полагать, не случайно — бывший церковный дирижёр, регент крупнейших церковных хоров, сызмальства укорененный в православной среде музыкант-композитор Александр Александров.

И хотя в первой же строчке провозглашалась нерушимость союза «республик свободных», особо подчеркивалось, что сплотила их великая Русь. Гимн имел ярко выраженную патриотическую окраску и не словом не упомянал мировую революцию (в сталинской версии гимна не было и упоминания коммунизма).

Советская пропаганда отмечала, что если «в старом гимне не отражены историческая победа советского строя, сущность нашего могучего и самого прочного в мире государства», то при звуках нового гимна «возникает образ нашей славной Родины», «вместе с его мелодией мы объемлем мыслью прошлое Родины, её овеянное славой настоящее, её блистательное будущее», «строки гимна свидетельствуют о ведущей роли русского народа в жизни всех народов, входящих в состав Союза».

Новый гимн СССР вызвал положительную реакцию у союзников по антигитлеровской коалиции. Американские политики говорили, что «новый гимн предназначен только для русских; он не содержит призыва к американским рабочим, и его публичное исполнение не вызовет холодную дрожь на Уолл-стрит».

Гимн оказался настолько удачным — одновременно простым и красиво-торжественным, духоподъемным — что после безвременья 1990-х наши соотечественники вновь признали его своим.


Edited at 2019-06-04 07:41 (UTC)
drakonit
4 июн, 2019 09:09 (UTC)
Именно! Зато нынешние комми кричат что мир рухнет если улицу террориста, цареубийцы Войкова вдруг переименуют.
Артур Аветисов
4 июн, 2019 10:41 (UTC)
Нет малыш. Французы не сносят памятники Наполеону. Они уважают историю. Даже неприятную. Немцы не снесли Рейхстаг.
meldunek
4 июн, 2019 12:50 (UTC)
В отличие от украинцев. Которые историю не уважают.
drakonit
4 июн, 2019 13:30 (UTC)
Тамбовский волк тебе малыш. История отличатся от пропаганды. И тысячи типовых истуканов "вождей" и "основоположников" в каждом городе и сотни тысяч улиц Ленина нам даром не нужны. Кстати сами комуняки очень оперативно посносили всюду своего Сталина к примеру.
ob7unaaQbKL2xLV
4 июн, 2019 13:46 (UTC)
Французы не ставили памятники Марату. Не ставили памятники Робеспьеру (была попытка, но в итоге есть только бюст на могиле). И памятников судьям и палачам короля-мученика Людовика XVI французы не ставили. И Нотр-Дам не музей, а храм.

Так что, если проводить аналогии с французами, то было бы логичнее оставить памятники Сталину и убрать памятники нашим маратам и робеспьерам (Войкову, Халтурину, Землячке, Перовской, Баумана и др.). Не говоря уже о памятниках К. Марксу и Ф. Энгельса. При всём уважении к истории эти немецкие философы не наша история.

Ну, а разговоры об уважении к истории со стороны коммунистов – это лицемерие.

Edited at 2019-06-04 14:09 (UTC)
vidarr_a
5 июн, 2019 09:42 (UTC)
Ну, зачем убирать памятники философам, пусть и немецким. Пусть даже некоторые из них и еврейского происхождения. Но - диалектика требует завершенности. Маркс взялся не из ниоткуда - перед ним были Гегель, Кант, Вольтер, Дидро, Аристотель, Платон...
Представьте, вместо площади Хо Ши Мина появится площадь Эммануила Канта с бюстом великого философа. Всё лучше, чем нынешний памятник обезьяне и Будулаю http://moscowalk.ru/images/2013/progulki/Ho_she_Mi/Ho_Chi_Minh4.jpg
Кстати, что именно "дедушка Хо" сделал для Москвы - я не знаю.
Или вместо площади Джавахарлала Неру появится площадь Вольтера...
vidarr_a
5 июн, 2019 09:30 (UTC)
Вообще-то, здравое зерно в ваших рассуждениях есть. "Войковская" - это "прирожденное" название станции. Ну, авторы и строители так её назвали.
Но!
Тогда давайте переименуем сам московский метрополитен в "имени Л.М.Кагановича" - и есть за что, именно Лазарь Моисеевич приложил массу усилий и воли к строительству оного.
Ну и прочие, позже переименованные станции - "Выхино" в "Ждановскую", "Царицыно" - в "Ленино", станция "Лубянка" - в "Площадь Дзержинского" и т.д. И кстати - неплохо бы восстановить архитектурную целостность Лубянской площади памятником Ф.Э.Дзержинского (вернуть на место), да, и раз в квартал водить туда "либерастов" на "пятиминутку ненависти", до полного разжижжения мозгов (шЮтка бездуховного юмора, хотя...)
ps_84
5 июн, 2019 10:55 (UTC)
Логично же. Кто построил - тот и называет. Хочешь назвать - построй. Построила Екатерина, назвала Екатеринославом - так и быть. Построили Верный - будет Верный. Построили метрополитен имени Кагановича - будет метрополитен имени Кагановича.

А то много их тут ходит. И все с какими-то дурацкими идеями.
sandra_nika
6 июн, 2019 06:25 (UTC)
Угу. Только если начнут возвращать улицам и городам их исконные названия, вы, краснюки, первые заверещите:караул, декоммунизация!
ps_84
6 июн, 2019 08:20 (UTC)
А вы, поди, одобряете украинскую декоммунизацию?

З.Ы. Любопытно, а что, вы принципиально несогласны с какой-либо из идей коммунизма? Вы считаете, что люди неравны и так и должно быть? Считаете правильной идею эксплуатации человека человеком? И главное: вы согласны на роль бесправного и эксплуатируемого? Тогда что вам не понравилось на Украине? Ведь там никто не отказывал вам в этом праве!
horacius
7 июн, 2019 21:29 (UTC)
На деле наши воздыхатели о клятых москалях большевиках демонстрируют просто-таки фантастическое двоемыслие. В плане того, насколько они пропитаны иллюзиями тех же большевиков, мол стоит только снести "неправильный" строй, а адептов его - перевешать, будет нам красива. Истинно якобинское мировоззрение с примесью полпотовского.
horacius
7 июн, 2019 11:50 (UTC)
Ну ведь почти же... А всё равно же скатились в обсуждение, мол за СССР никто не хотел умирать, зато были готовы отправиться в такие прекрасные места, как Бухенвальд, Майданек, Дахау, Маутхаузен.
( 29 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

Паладинка
sandra_nika
Сандра

Latest Month

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner