?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Рубрика "Вынесено из комментариев". Обсуждение поста  Нам нужны школы двух типов-2
Пишет мой комментатор с непроизносимым ником ob7unaaQbKL2xLV

Большое количество идиотов в стране представляет для страны угрозу. Людьми, которые не получили хорошего образования и не выработали сколько-нибудь критического мышления, легко манипулировать. Что из этого получается, мы можем видеть на примере Украины. Люди, не имеющие нормального образования более доверчивы, чаще мыслят догмами и лозунгами. Примечательно, что партия большевиков состояла практически полностью из людей, не имевших какого-либо нормального образования.
Потом, дети не виноваты в том, что родители у них иногда идиоты. И нельзя лишать детей нормальных школ, даже если их родители сильно против.
Конечно, способности у людей разные. Не все с детства талантливы в математике (музыке, иностранных языках, физкультуре и т.д.). Но это не значит, что нужно махать рукой на других детей. Должны быть школы хорошие и очень хорошие. И во всех школах нужно внедрять телесные наказания, выпускные экзамены, раздельное обучение мальчиков и девочек, форму и т.п. порядки.
Школы должны быть не двух, а трёх-четырёх типов.
1. Лицеи/гимназии. С максимальной жёсткостью, большим углублением в тот или иной предмет (не в том смысле, что одни учат литературу вместо математики, а другие – наоборот, а в том смысле, что и те, и те учат ВСЁ, но одни имеют дополнительные уроки по древнерусской литературе и церковнославянскому, другие – основы математического анализа, третьи – введение в молекулярную биологию), учителями из университетов и НИИ, большей автономностью учебного процесса при условии, что они удовлетворяют требованиям (успешность гимназий и лицей должна определяться не оценками, а числом поступивших в вузы).
2. Классические школы. Всё тоже самое, но без углублённого изучения и автономности. Если та или иная школа достигает высоких результатов, то повышается в статусе до гимназии (и наоборот, гимназии, если нет результатов, разжаловывают в школы).
Зарплата в гимназиях должна быть, разумеется, выше чем в школе. Чтобы школьные учителя были максимально заинтересованы в повышении качества своей работы, а директора набирали не абы кого, а грамотных специалистов.
3. Школы для трудных подростков.
Ну, и разумеется, должны быть профильные школы при министерствах, университетах, научно-исследовательских и технических институтах, отличники в этих школах должны иметь возможность поступать без экзамена в соответствующие вузы.
Пишет vitaaliy
Предлагаемая автором "школа второго типа" практически аналогична послевоенной советской школе. Всё так: оценки, экзамены, список рекомендованной литературы на лето, школьная форма, второгодничество, отчисление за неуспеваемость. Предложение касательно "школ первого типа" я бы отнес скорее к шуткам юмора... Думаю, достаточно одной школы, а для всяких недорослей предусмотреть - сокращенное образование: 4, 7 классов - и вперед в реальную жизнь в качестве подсобных рабочих, подмастерий, носильщиков, официантов, дворников, служителей ритуальных контор...
Пишет vidarr_a
В советскую школу принимали всех и это правильно. В 7 лет трудно понять ребенка. Отчислять не отчисляли, но на второй год - как здравствуй. Дотягивали потом как-то до 8 класса (во времена моих родителей - до 7-го) и "здравствуй ПТУ", а там у мастера производственного обучения не забалуешь. Мог и в ухо дать со всей пролетарской непосредственностью и это было не избиение ребенка, а воспитание рабочего класса пролетарскими методами. А потом, после ПТУ - здравствуй родная армия. И скажу так - даже отъявленных балбесов и дурогонов эта система в 95% случаев ломала и наставляла на путь истинный. Оставшиеся 5% шли по дороге ИДН-колония для малолетних-ИТК, там по ходу могли закончить и школу, да и заочно техникум, и потом из этих 5% основная часть все-таки перемалывалась в людей. Ну, а остальные попадали в учёт уголовного розыска по графе "рецидивисты".
Ну и на десерт вам комментарий от gakhan
Очень здраво.
Я думаю, к таким разделённым по уровню школам с очень разными укладами мы в итоге и придём. Ну, может, уровней будет больше двух.
Только с увеличением каникул до 4 месяцев может не прокатить. Родители взбунтуются. Школы первого типа нужны им только и исключительно как камера хранения для балбеса, пока они на работе. Терять такую удобную и бесплатную камеру хранения с бесправными аниматорами на целых три месяца и так-то обидно, а уж если на все четыре - так это ж вообще караул.

Записи из этого журнала по тегу «образование»

  • Нам нужны школы двух типов-2

    На днях произошло два безпрецедентных события: во-первых, один из спящих го-н Греф заявил, что школьные экзамены надо отменить (ну да, Грефу же нужны…

  • Нам нужны школы двух типов

    Давайте в начале учебного года поговорим о проблемах образования. Тут давеча какой-то депутат от ЛДПР предложил продлить летние каникулы аж до…

  • Лучшие языковые школы онлайн России

    Лучшие языковые школы онлайн России Изучение языков в режиме «онлайн» сейчас стало доступно как никогда. Многие школы предлагают свои…

promo chern_molnija 06:00, вчера 17
Buy for 20 tokens
1) - Ты пойми, всех денег на свете не заработать, отдохни. - Да мне хотя бы на еду. 2) Жена попросила купить большую сковородку. Теперь сижу и думаю: я буду хорошо кушать или хорошо себя вести? 3) - Гражданин, возьмите льготный кредит. - Не, не могу. У меня паспорта нет. - Как так? У всех…

Comments

( 45 комментариев — Оставить комментарий )
lj_frank_bot
22 сент, 2019 06:27 (UTC)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Образование.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
livejournal
22 сент, 2019 07:33 (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
amarok_man
22 сент, 2019 09:12 (UTC)
для того чтобы дети поучали нормальное образование и нужны школы второго типа
ob7unaaQbKL2xLV
22 сент, 2019 09:45 (UTC)
Да. Чтобы дети имели нормальное образование нужны школы с хорошим преподаванием всех предметов. Но чтобы дети могли вырастать учёными или инженерами, т.е. ненормальными, нужны школы первого типа. Для одарённых детей, имеющих способности к математике, биологии, литературе, музыке, спорту нужны специализированные школы с ещё более углублённым изучением тех или иных предметов.
ob7unaaQbKL2xLV
22 сент, 2019 09:47 (UTC)
Предлагаемая мною школа второго типа – это скорее ориентация на дореволюционную гимназию, выпускники которой стали творцами Победы, космоса и покорения атома. Сталинская школа была скорее возвратом к традициям дореволюционной гимназии после ада экспериментов с образованием в 1920-1930-ые гг. (итогом всех этих экспериментов стали бесконечные проблемы в работе предприятий и поиск мнимых вредителей и диверсантов).

Не во всём сталинская школа наследовала царской гимназии, конечно. Если уровень преподавания физико-математических и естественных наук достиг дореволюционного уровня, то уровень преподавания гуманитарных дисциплин сильно проседал (это, впрочем, было в СССР повсеместно из-за идеологических препонов). Итогом стало то, что "мы не знаем общества, в котором живём" по словам Юрия Андропова. СССР потерпел сокрушительное поражение не из-за плохого преподавания математики или физики, но из-за плохого преподавания и изучения социологии, психологии, этнологии, истории и т.д.. Попытки ввести в школьную программу логику и психологию (пусть и в советской версии), к сожалению, были свёрнуты (хотя мощная советская школа логиков с Зиновьевым всё же возникла). Философия была превращена в приложение к диамату и истмату. К сожалению, плохое знание основ философии остаётся характерной чертой наших учёных до сих пор (и сводится к списыванию с телефона во время сдачи кандидатского минимума).

Edited at 2019-09-22 09:55 (UTC)
sredniy_otpusk
22 сент, 2019 14:48 (UTC)
>В советскую школу принимали всех и это правильно.
В 7 лет трудно понять ребенка.

Вот советская ослятина и закончилась так, как закончилась.
Повторяю вслед за оратором словечко "советская", потому что так пишется в СМИ.
Реально, власть не была "советской", это опять же кпссовская брехня.

Касательно 7 детских лет.
Выдающийся психолог и философ В.Оствальд полагал, что в 5 лет уже можно оценить основные склонности и способности ребёнка.
Позднее, его наработки применили в Японии.
И случилась любопытная эпоха Мэйдзи.
charodeyy
22 сент, 2019 17:26 (UTC)
Свободную волю человѣка никто не отмѣнялъ. У ребёнка могутъ быть способности къ математикѣ, но у него можетъ возникнуть желаніе стать актёромъ. А у человѣка съ артистическими способностями можетъ проснуться желаніе стать ветеринаромъ или программистомъ. Поэтому ранняя спеціализація дѣтей мнѣ представляется излишней. Надо дать дѣтямъ возможность попробовать всё. Загорѣться молодой звѣ̈здочкѣ.

Я согласенъ, что спеціализація умѣстна съ ​​восьмаго класса. И я согласенъ съ ​​тѣмъ, что даже программа съ углубленнымъ изученіемъ того или инаго ​​предмета должна оставлять человѣку возможность переучиться на совершенно другую спеціальность. Напримѣръ, человѣкъ учитъ латынь и основы юридическихъ наукъ. Но въ какой-то моментъ онъ понимаетъ, что хочетъ быть врачомъ. Школьная программа должна быть построена такъ, что даже тѣ дѣти, кто готовится быть юристомъ, имѣли бы какіе-то ​​минимальныя знанія по біологіи и могли догнать тѣхъ сверстниковъ, кто цѣленаправленно училъ біологіи.

Исторія нашей страны такихъ уникальныхъ личностей. Напримѣръ, химикъ и композиторъ Бородинъ. Могъ бы онъ состояться, если бы его въ дѣтствѣ учили бы только музыкѣ или только химіи?

Не надо ссылаться на опытъ Японіи. У насъ всё же Россія. Къ заимствованіямъ изъ Западной Европы и то надо относиться осторожно. Что ужъ говорить о ​пребывающей​ въ мракѣ язычества Японіи. У насъ своя великая образовательная традиція. Надо опираться на нашъ опытъ
(без темы) - sredniy_otpusk - 22 сент, 2019 18:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sandra_nika - 22 сент, 2019 19:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sredniy_otpusk - 22 сент, 2019 19:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sandra_nika - 23 сент, 2019 05:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sredniy_otpusk - 23 сент, 2019 10:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vidarr_a - 23 сент, 2019 08:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sredniy_otpusk - 23 сент, 2019 10:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vidarr_a - 23 сент, 2019 11:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sredniy_otpusk - 23 сент, 2019 11:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vidarr_a - 23 сент, 2019 11:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - charodeyy - 23 сент, 2019 13:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sredniy_otpusk - 23 сент, 2019 16:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - charodeyy - 23 сент, 2019 18:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sredniy_otpusk - 23 сент, 2019 23:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ob7unaaQbKL2xLV - 24 сент, 2019 07:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ob7unaaQbKL2xLV - 24 сент, 2019 07:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sredniy_otpusk - 24 сент, 2019 11:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vidarr_a - 23 сент, 2019 08:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sredniy_otpusk - 23 сент, 2019 10:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vidarr_a - 23 сент, 2019 10:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sredniy_otpusk - 23 сент, 2019 11:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vidarr_a - 23 сент, 2019 11:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sredniy_otpusk - 23 сент, 2019 16:30 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
22 сент, 2019 19:33 (UTC)
Вместо школ можно сделать набор познавательных видеоигр и толку будет больше, чем от ИБД в классах.
Еще давайте про бумажные учебники тему поднимите. Лет через 10 бумажные книги будут реально только в школах.
ob7unaaQbKL2xLV
23 сент, 2019 13:39 (UTC)
Разумеется, в нормальной школе не должно быть видеоигр. И сотовых телефонов.

Должны быть школьная форма, шестидневная рабочая неделя, бумажные учебники, Закон Божий, раздельное обучение мальчиков и девочек, телесные наказания, выпускные и переводные экзамены, возможность оставлять детей на второй год и отчислять.
(без темы) - sredniy_otpusk - 23 сент, 2019 16:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ob7unaaQbKL2xLV - 23 сент, 2019 19:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sredniy_otpusk - 23 сент, 2019 23:29 (UTC) - Развернуть
charodeyy
24 сент, 2019 08:12 (UTC)
Всем интересующимся я бы рекомендовал обратиться к работам историков Алексея Миллера, Дмитрия Сапрыкина и Алексея Любжина.
charodeyy
24 сент, 2019 11:35 (UTC)
Российская империя лидировала во многих новых, самых перспективных на тот момент направлениях исследований. В науку пришло очень талантливое, широко образованное поколение. И – главное – массовое. Это была очень большая группа ученых мирового уровня. Часть из них показали выдающиеся результаты в Советском Союзе, часть – в эмиграции, часть погибла. В последние два десятилетия перед революцией в русскую науку, причем прежде всего в науку прикладную, пришло самое, пожалуй, талантливое и перспективное поколение.

Российская империя в начале ХХ века – это примерно 10% мирового экономического потенциала. Примерно такие же проценты – относительно научного и инженерного потенциала. Сегодня нам с нашими 1-2, от силы – 3 % — такое и не снилось. Да и Советский Союз занимал положение, сопоставимое с Российской империей, только в 1950 — 1960-е годы, когда была создана мировая «система социализма», позволившая консолидировать и рынки, и производственный и научный потенциал просоветских стран, включая ГДР, Чехословакию, Югославию, Венгрию, Польшу и т.д.

Поколение молодых учёных сформировалось в результате успешной реформы образования первых лет царствования Николая II. Координатором этой реформы был министр народного просвещения, профессор Николай Павлович Боголепов. Боголепов вместе с Дмитрием Сергеевичем Сипягиным были в числе первых министров, избранных непосредственно самим Николаем II, а не доставшимися ему от отца. Именно они больше, чем Сергей Юльевич Витте, помогли царю подготовить и начать реализовывать реформу средней школы и высшего технического образования. И именно они стали первыми мишенями террористов.

Перед началом реформы было организовано широкое общественное обсуждение, причем с участием родителей. Было несколько громких публикаций, которые показывали недостатки системы с точки зрения родителей. В дискуссии принимали участие государственные деятели, промышленники, общественные деятели, крупнейшие ученые, от математиков до экономистов. В результате, во-первых было резко увеличено финансирование образования и науки. Соответствующие бюджетные траты в царствование Николая II росли почти по экспоненте. Рост был многократный. Во-вторых – и это более существенно – были осуществлены качественные изменения в программах и образовательных подходах. И, наконец, была проведена реформа управления школами. Была выработана новая концепция развития образования, предполагавшая значительно более широкое участие общества и прежде всего родителей в жизни школы. И на уровне высших учебных заведений – развивался контакт с предприятиями, с техническими обществами.

Именно в царствование Николая II был совершен настоящий «образовательный прорыв» и проведены едва ли не самые успешные за все время Российской империи реформы образования. Одним из их результатов стал приход в науку накануне и во время Первой мировой войны самого успешного поколения русских ученых мирового уровня.

Боголепов же – это выдающийся ученый с мировым именем, специалист по римскому праву, крупный администратор, ректор Московского университета в один из лучших периодов его развития. Ненависть у революционно настроенного студенчества он вызывал позицией, что в институтах нужно учиться, а не устраивать политические беспорядки.



Edited at 2019-09-24 11:40 (UTC)
sredniy_otpusk
24 сент, 2019 11:40 (UTC)
Чушь методически.
И малодоказательная инфа, в частности.
По каким объективным показателям оцениваете?
Это как совковые пропагандисты мололи о "прекрасном советском образовании".
Не подтверждая это какими-либо обоснованными показателями.
В итоге, СССР развалился по щелчку истинных Хозяев планеты.
И мало кто пикнул.
charodeyy
24 сент, 2019 11:41 (UTC)
В 1890-1910-ык гг. были существенно усилены старые и созданы новые институты. Появились Петербургский политехнический институт, в тот момент, возможно, сильнейший инженерный вуз мира.

Были созданы технологические и политехнические институты в Варшаве, Киеве, Томске, Новочеркасске, коммерческие институты в Москве и Киеве, электротехнический институт, несколько горных институтов, Московский институт инженерных путей и сообщений. В целом – несколько десятков очень мощных высших учебных заведений, которые в XX веке составляли костяк системы технического образования, в том числе советской. Примерно к 1908 году Российская империя обошла все страны мира, кроме США, как по числу студентов-инженеров, так и по выпуску дипломированных инженеров. Причем качество их подготовки было очень высоким. Преподавательский состав и штат лабораторий российских предреволюционных вузов в наиболее важных с практической точки зрения областях – прикладной механике, химии и физической химии, технологии, физике (прежде всего электротехнике и теплотехнике) был очень сильным. Если просто посмотреть на список русских ученых, профессоров и преподавателей ВУЗов предреволюционного периода – это в значительной степени будут звезды, ученые с мировым именем. И почти все они все активно работали с русскими предприятиями, которые бурно развивались.

На самом деле, в советское время добавилось не так много новых инженерных институтов мирового уровня – МФТИ, МИФИ, Новосибирский университет. Большинство советских институтов возникло за счет разделения нескольких десятков дореволюционных, очень мощных инженерных политехнических ВУЗов на сотню узкоспециализированных учреждений. Скажем, Московское высшее техническое училище было разделено на 8 институтов. То же самое произошло с Петербургским политехническим институтом. В этом была суть реформы инженерного образования 1920-1930-х годов. Тогда удалось резко поднять массовость подготовки инженерно-технических работников (был такой термин) и этим очень хвалилась советская пропаганда. Однако понятно, что наряду с увеличением числа студентов технических специальностей реформа инженерного образования 1930 года означала и резкое понижение качества. И не случайно с конца 1930-х годов и особенно после войны пошло обратное движение – восстановления дореволюционных вузов и программ подготовки инженеров. Когда Степан Прокофьевич Тимошенко в конце 1950-х годов приехал в Советский Союз, он увидел те же самые лаборатории и те же самые испытательные машины в Киеве и Ленинграде, что были до революции.

Вообще, в результате образовательных реформ при Николае II выросло поколение новых людей, с новыми идеями. С совершено другими взглядами, гораздо, кстати говоря, более патриотическое, чем предыдущее поколение. Игорь Иванович Сикорский – типичный пример этого поколения. Интересный философ, богослов, а не только ученый-инженер. Кстати, из его коллектива – около 80 человек, инженеры, ученые, консультанты, испытатели – половина оказалась в эмиграции, а из тех, кто остался некоторые были репрессированы. Другой интересный пример – биолог Феодосий Добржанский, отец современной эволюционной биологии, один из создателей синтетической теории эволюции, православный верующий, уехавший из СССР из-за религиозных убеждений.

Впрочем, Сикорский и люди, ему близкие, были монархистами и вообще весьма правых убеждений. Но в целом из этого патриотического поколения не менее трети эмигрировали, а значительная часть оставшихся погибли.

В то же время русские инженеры-эмигранты в 1920-е годы внесли существенный вклад в развитие самых высокотехнологичных отраслей европейской и американской промышленности. Примеров много: Сикорский, Прокофьев-Северский, Ботезат, Тимошенко – в авиастроении, Юркевич – в кораблестроении, Ипатьев, Остромысленский, Чичибабин – в химической промышленности, Липец – в проектировании локомотивов, Зворыкин – в телевидении. Это только те фамилии, которые на слуху. На самом деле, в американских, европейских и японских компаниях в 1920-30-е годы успешно работали тысячи инженеров и ученых-прикладников, получивших образование и опыт работы в Российской Империи.


Edited at 2019-09-24 11:48 (UTC)
charodeyy
24 сент, 2019 11:49 (UTC)
В целом ряде самых перспективных, самых высокотехнологичных отраслей русские предприятия занимали ведущие позиции.

Скажем, в России в тот момент было несколько десятков очень крупных машиностроительных компаний, многие до сих продолжают существовать. Названия на слуху – Путиловский завод, Сормовский завод, Коломенский завод, Брянский завод, Обуховский завод. Это были крупнейшие в Европе предприятия, обладавшие гаммой современных продуктов, разработанных в их КБ, расчеты часто делались в сотрудничестве с учеными университетов и институтов. В последних имелись первоклассные лаборатории.

Или электротехника и радиотехника – область, где изначально была велика роль русских изобретателей. Попов, Лодыгин, Яблочков, Доливо-Добровольский и т.д. Старт русского (как и французского и английского) бизнеса в этих областях был успешен. Но в какой-то момент немецкие и американские корпорации подавили малые предприятия, в том числе русские, или скупили их. На рубеже XIX – XX веков возникло четыре корпорации мирового уровня – Westinghouse, General Electric, Siemens и AEG. Но с 1907 года пошел обратный процесс – русские промышленные круги стали выкупать предприятия обратно, возникли русские корпорации и мощные финансово-промышленные группы, которые привлекали в том числе и иностранный капитал, но через русские банки и управляющие компании. В Первую мировую войну остатки иностранных компаний и вовсе были секвестрированы. Именно в этот момент появился целый пучок новых разработок, созданных русскими учеными и инженерами на русских заводах.

Позиции русских разработчиков были очень сильны в прикладной механике, а следовательно в машиностроении, авиастроении и кораблестроении, в радиотехнике, электротехнике, в производстве новых материалов, металлургии и химии (нефтехимия и резиновое производство). И это не случайные успехи, за которыми последовал бы спад. Мощные молодые ученые, тогда только начинавшие получать мировую известность, имели очень серьезный задел. Крупнейшие корпорации, с миллионными активами, управлявшиеся русскими промышленниками (Путиловыми-Вышнеградскими-Сикорскими-Рябушинскими) или обрусевшими иностранцами (вроде братьев Нобель или барона Краузкопфа).

Только небольшое число из крупнейших заводов принадлежало иностранным международным корпорациям или полностью контролировалось из-за границы. На самом деле иностранным корпорациям принадлежало не больше 5% крупнейших русских предприятий. Основная масса заводов управлялась резидентами Российской Империи и были российскими компаниями, причем мирового уровня. Скажем, компания Путиловского завода была сопоставима с Круппом. АО объединенных Сормовских и Коломенских заводов входило в европейскую пятерку. Европейский капитал привлекался в эти компании через крупнейшие русские инвестиционные банки, например Петербургский международный банк Вышнеградского или Русско-Азиатский банк Путилова или через инвестиционные фонды, например, анонимные франко-бельгийские общества, инвестировавшие в угольную и металлургическую промышленность Юга России. Точно также сегодня в крупнейшие корпорации Германии, США или Китая привлекаются иностранные инвестиции. Это считается благом, так как стимулирует промышленный рост.

Российская компания БраНобель была крупнейшим центром инноваций, где отечественные ученые и инженеры проводили передовые разработки в машиностроении, конструировали первые танкеры, нефтепроводы, развили технологию производства дизельных двигателей, создавали транспортную инфраструктуру, создали более 100 новых продуктов переработки нефти.



Edited at 2019-09-24 12:04 (UTC)
charodeyy
24 сент, 2019 12:05 (UTC)
Другой пример на слуху – Сикорский. Кстати, характерно, что первые свои самолеты он создал на семейные деньги, то есть его отец – известный психиатр, профессор Киевского университета – мог себе позволить финансировать «старт ап» по созданию самолетов. После победы на всероссийском конкурсе 1911 года, где он обошел все представленные русские и иностранные модели, Сикорский привлек внимание руководителя акционерного общества Русско-Балтийского вагоностроительного завода – Михаила Шидловского. В результате их совместной работы к 1917 году сложилась корпорация мирового уровня, развивавшая три направления – авиационное, транспортное машиностроение и автомобильное. В компании к 1917 году работала блестящая инженерная команда, был хороший портфель заказов и большой капитал, несколько тысяч работников, куча ноу-хау, не только связанных с самолетами и вагонами, но и с различными приборами. Эта корпорация могла развиваться еще десятилетия. Но была уничтожена.

Итак, в России было к 1917 году несколько сотен крупных и очень крупных самостоятельных промышленных компаний. С собственными технологиями, инженерными командами, известными брендами. Хозяева, управляющие и ведущие инженеры погибают или эмигрируют. Вместо Балтийского завода возникает завод Большевик, Путиловский завод превращается в Кировский, повсюду заводы Серпов и молотов, имени Ленина, Свердлова, Орджоникидзе и других героев революции. Исчезли хорошо известные в мире торговые марки, вроде резиновых компаний «Проводник» и «Треугольник». Исчезают огромные пищевые и текстильные компании – крупнейшие игроки на мировом рынке качественного текстиля и пищевых продуктов, масла и сахара. Это как если бы сейчас, скажем, к власти в США пришли китайские или мексиканские коммунисты и вместо фордов, дженерал электриков, сикорских и локхидов возник «Краснознамённый завод имени Мао Дзе Дуна» или «Машиностроительный союз имени Че Гевары».

Перед Первой мировой войной по России прокатилась волна юбилеев – какие-то купеческие дома праздновали 100-летие, какие-то – 50-летие. За несколько месяцев 1917 года все русские бренды и наукоемкие корпорации исчезли. Вместо этого позже возникла одна корпорация – Союз Советских Социалистических Республик, которая на протяжении десятилетий имела несколько продуктов мирового уровня, в том числе балет и ракеты. Но сотни других продуктов и направлений исчезли. Потому что не может одна корпорация заменить собой 250. Точно также как не может несколько тысяч колхозов заменить 22 миллиона самостоятельных малых сельскохозяйственных предприятий. Вместо нескольких десятков тысяч промышленников и инженеров, хозяев собственных предприятий, оказалось несколько генеральных конструкторов, вроде Королева и Туполева.

Оставшиеся инженеры, учёные подверглись репрессиям. Знаменитое дело Промпартии 1930 года было знаковым – слой самостоятельно мыслящих инженеров, промышленников, являвшихся «душой заводского дела» был репрессирован. Этот субъект самостоятельного развития был сильно поражен в правах. Да, частично он восстановился с конца 1930-х годов и особенно во время войны, в основном вокруг Академии наук и министерств «Девятки», военных предприятий. Генеральные конструктора крупных советских предприятий были, своего рода, «последними из могикан». Но, в целом, традиции русских промышленников – аналога западного понятия «предприниматель» — были уничтожены.



Edited at 2019-09-24 12:10 (UTC)
charodeyy
24 сент, 2019 12:11 (UTC)
Почему мы говорим о вреде узкой специализации в школах? Почему даже в школах для физиков детей надо учить древнерусской литературе, а в школах для будущих юристов детей надо учить основам генетики и физической химии?

Лидеры прикладных исследований, в области физико-математических и инженерных наук, физиологии в Советском Союзе – это люди, которые либо являлись сыновьями крупных религиозных философов и богословов, священников, прямых участников процесса религиозно-философского возрождения начала XX века, либо сами этим сильно интересовались. Удивительный парадокс. Например, Николай Николаевич Боголюбов, который руководил Институтом ядерных исследований в Дубне и математическим институтом им. Стеклова, был сыном протоиерея Николая Боголюбова, профессора богословия Киевского университета и крупной фигуры религиозно-философского возрождения начала XX века. Академией наук СССР руководили два академика – Борис Алексеевич Введенский и Иван Иванович Артоболевский.

Введенский – сын профессора Московской духовной академии Введенского Алексея Ивановича, который был учителем многих известных религиозных философов и священников, в том числе отца Павла Флоренского. Артоболевский тоже был сыном священника, профессора богословия Сельскохозяйственной академии. Академик-математик Владимир Иванович Смирнов был сыном отца Иоанна Смирнова – профессора и законоучителя Александровского лицея. Один из создателей советской физиологической школы Алексей Алексеевич Ухтомский сам окончил Московскую духовную академию и был религиозным философом. Сикорский, как я уже говорил, тоже был сыном известного профессора-психолога и писал работы о богословии и о «русской идее».

То, что лидеры советских научных школ вышли из среды носителей, выразителей русской идеи, является не каким-то совпадением. Только разностороннее образование, широкое видение мира, шедшее из семьи, ориентирование на самостоятельную духовную, культурную и философскую традицию, давало им самостоятельность мысли. За счет этого они могли сохранить себя в условиях репрессий и компанейщины, когда все колебались вместе с линией коммунистической партии.

Edited at 2019-09-24 12:16 (UTC)
charodeyy
24 сент, 2019 12:19 (UTC)
Узкая специализация вредна. Но и унифицированная школа есть зло. Унифицированная школа — не естественный результат развития школьной системы, а идеологический конструкт левого толка, явление совершенно искусственное, в то время как естественным путем вырастает именно многообразие. Дети не одинаковы ни по способностям, ни по интересам, и единый тип, игнорирующий это различие, заставляет «равняться по тихоходам» и дает очень невысокий результат — прежде всего это однообразие бьет по талантливым и способным учиться, т. е. по тем, кто своим усилием и тащит общество вперед.

В чем большевикам удалось добиться полного успеха — так это в ликвидации среднего образования. Средние школы СССР были на уровне начальных школ дореволюционной России, восходящих к городским училищам по положению 1872 года. Это была чрезвычайно удачная модель для мещанского населения, но она не могла заменить гимназии в плане подготовки к поступлению в университет, система начальных школ существовала наряду с гимназиями, реальными училищами, кадетскими корпусами и пр. Ничего похожего на них и сопоставимого с ними СССР не имел.

Вообще, советскую власть гимназическая молодежь в целом не приняла и осталась лояльна исторической России; она приняла самое активное участие в борьбе против большевиков, что отчасти объясняет радикализм их расправы с русским средним образованием. Если мы посмотрим на историю тех или иных дореволюционных гимназий в Москве или Петрограде, то мы увидим, что большевикам часто мало было переименовать гимназию в школу. Нет, здания гимназий передавались другим организациям, библиотеки уничтожались. Под разговоры о ликвидации неграмотности большевики сначала уничтожали старые гимназии, а затем с нуля создавали новые советские школы.

Edited at 2019-09-24 12:27 (UTC)
charodeyy
24 сент, 2019 12:28 (UTC)
К 1916 году в Российской империи было около 140 тысяч школ разных типов. Всего в Российской Федерации сейчас 135,5 тысяч образовательных учреждений всех типов и форм собственности (то есть не только общеобразовательных, но и профессиональных учебных заведений, учреждений дополнительного образования и т.д.). Таким образом Российская империя уже в начале ХХ века по инфраструктурным параметрам школьной системы (например, отношение числа школ к количеству населения, равномерность их распределения, пространственная доступность, управляемость и т.д.) превосходила не только большинство государств того времени, но и современную Российскую Федерацию.

В 1914 году, по оценке Питирима Сорокина, общие расходы всех государственных ведомств на образование составляли почти 300 миллионов золотых рублей (в том числе 161 миллион по ведомству Министерства народного просвещения), расходы земств и городов по «образовательным» статьям в том же году составляли около 360 миллионов рублей. То есть «консолидированный бюджет» казначейства, земств и городов составлял до 660 миллионов золотых рублей. Один золотой рубль 1914 года по покупательной способности можно оценить примерно в 1000 рублей при уровне цен 2008 года.

Таким образом консолидированный бюджет образования в Российской империи 1914 года при пересчете по паритету цен был сопоставим с консолидированным бюджетом образования в Российской Федерации в президентство В.В.Путина (при сопоставимой численности населения страны).

По самым оптимистичным оценкам при Советской власти в середине 20-х годов «образовательные» статьи расходов в советских бюджетах составляли около 3% и в абсолютных цифрах упали более чем в 10 раз по сравнению с дореволюционным. Хотя по мере выправления ситуации в советской экономике бюджетные ассигнования на образование в относительных и абсолютных цифрах росли.

По оценке Андрея Илларионова, доля всех расходов на образование в консолидированном бюджете СССР в последние десятилетия составляла 9-10% (вместе с расходами на науку — около 12%). Доли в 8–9% от имперского бюджета и в 15–17% от консолидированного бюджета, имевшие место накануне Первой мировой войны никогда не достигались ни в СССР, ни в Российской Федерации. (Для сравнения в 2000 году расходы на образование по всем ведомствам составляли 4,09%, а в 2004 – 4,43%, в 2008 – 4,7% федерального бюджета. Расходы на образование в консолидированных бюджетах Российской Федерации составляли 11-13%).

Согласно закону 1912 года оклад учителя высших начальных училищ (то есть типа учебного заведения наиболее точно соответствующего семиклассным советским школам) составлял 960 золотых рублей (то есть около 1 миллиона рублей в ценах 2008 года) в год. Согласно штатам Томского технологического института Императора Николая II, утвержденным 23 февраля 1901 года ординарный профессор получал годовой оклад 2400 рублей, плюс столовых 1050 рублей и квартирных 1050 рублей. Во время царствования Николая II оклады университетских профессоров и штатных сотрудников Императорской Академии Наук выросли почти в два раза до 6000 рублей в год. Для сравнения средняя зарплата рабочего в 1913 году составляла 250 рублей в год, строительство крытого железом деревянного дома, соответствующего всем стандартам, площадью 70 кв.м по расчетам строительных смет 1913 года обходилось примерно в 600-700 рублей, кирпичного дома с полной отделкой площадью 150 кв.м – около 3000-4000 рублей. Мясо стоило (в зависимости от региона и сорта) 15-60 копеек за килограмм, картошка 1-2 копейки за килограмм, лошадь — 70-80 рублей, корова дойная 50-60 рублей.

То есть даже оклады скромных преподавателей школ и простых научных работников, не говоря уж об окладах профессоров и академиков, были весьма высоки и позволяли обеспечить достойный стандарт жизни.



Edited at 2019-09-24 12:30 (UTC)
horacius
25 сент, 2019 07:58 (UTC)
Первому комменту плюсую всеми четырьмя. Ибо если у нас ввести "школы для быдла", кого мы получим? Нет, конечно, велик соблазн иметь под рукой податливых и глупых людей, которыми легко манипулировать, но вот в чём проблема: это всё обоюдоострая штука. Сегодня они с радостью слушают и ловят каждое слово своего наставника, а завтрева какой-нибудь прохвост привлекает их более красивыми лозунгами, при том не обязательно он - спец в нейролингвистическом программировании.
А если, как говорил первый комментатор, у нас будет большое количество людей, не умеющих критично мыслить, то к чему это приведёт? К известному результату: росту бандитизма и преступности, в целом. Ибо такие люди на что могут рассчитывать? Кто им даст нормальную работу с нормальной зарплатой? Да никто. Потому для них будет более привлекателен преступный путь: способ быстро поправить своё материальное положение. Вам оно надо?
А что касаемо телесных наказаний... Они кагбэ ещё в 1904 году были упразднены, а в учебных заведениях - и того раньше.
( 45 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

Паладинка
sandra_nika
Сандра

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner