?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

А вот я всегда говорю, что алгоритм размежевания русских с украинцами похож на оный сербов и хорватов.
Сходны даже некоторые мелочи: например, примеривание хорватами на себя звания «щита европейской цивилизации» и попытки изобразить свой этногенез от германских племён. Да и начала обоих процессов недалеки по времени: их разделяют всего несколько десятилетий.
Вашему вниманию материал Евгения Саржина «Хорватия и Сербия — корни вражды», где параллели становятся особенно ясными.
Итак, как за 50-60 лет от лозунга «Один язык – один народ!» дойти до «Серба – на вербу!» и т.н. «сербосеков».
***

Из всех славянских конфликтов наиболее жестоким и абсурдным является, вероятно, конфликт между сербами и хорватами. Взаимное ожесточение, кровавый ужас 1940-х, война в Боснии и Сербской крайне в 1990-х – из-за чего? Люди, приезжающие на Балканы из других регионов, зачастую недоумевают, будучи не в состоянии различить тех и других. Тот же фенотип, та же кухня, бытовые привычки, тот же, если не углубляться в лингвистические тонкости, язык. И ненависть с обеих сторон, подпитанная кровью и памятью о жертвах.

Если отрешится от всех надуманных исторических мифов, то окажется, что сербо-хорватский конфликт – явление сравнительно недавнее, у него нет таких древних корней, как, скажем, у вражды англичан и ирландцев, китайцев и японцев, армян и турок. Для того, чтобы вспомнить как все начиналось, нужно вернуться на примерно 170 лет в прошлое.

В это время началось духовное пробуждение славянских народов империи Габсбургов, которое захватило и хорватские земли – собственно Хорватию (Кроацию), Далмацию и Славонию. Звучали голоса, напоминавшие о прошлом, его героях, свершениях, призывавшие не поддаваться австрийскому и венгерскому диктату и искать свой путь в истории. Конечно же, был задан классический вопрос любого романтического национализма: «Кто мы? Откуда идем?». Здесь необходим небольшой экскурс в историю.

Балканы были заселены славянами в VI-VIII веках, причем славяне изначально распадались на три ветви – первая – хорутане, предки словенцев, вторая – предки болгар и македонцев, третья – славянское племя, заселившее территории нынешних Сербии, Хорватии, Черногории, Боснии и Герцеговины. Славяне начали создавать государства.

Вопреки всем националистическим мифам, государства в раннем средневековье создавались совершенно иначе, чем в новое и новейшее время. Принципы нации или народа как этнической общности никого не интересовали в принципе – государства строились влиятельными династиями, объединявшими те или иные земли. Одним из таких государств было Королевство Хорватия, достигшее своего расцвета в XI веке. Другим – Королевство Сербия, чьи границы в период максимального расширения упирались в Адриатическое и Эгейское моря. Конечно, никаких отдельных «наций» в то время не было и близко – просто как самого концепта. Феодальные государства, созданные одним народом, существовали по отдельности, примерно как в Британии сосуществовали королевства Мерсия, Уэссекс, Кент и прочие, созданные одними и теми же германскими племенами. Однако факт их раздельного существования оказался значим много веков спустя – в период «славянской весны» 1840-х гг.

Итак, возвращаемся в XIX век. В Кроации, Далмации, Славонии волнения, сопротивление венгерскому шовинизму, требования вернуть родной язык на все уровни управления, возродить древнюю славу… но чью? Теория «естественного права» была еще непривычна, надо было сослаться на исторический прецедент. Жители этих регионов, конечно же, вспомнили про средневековое королевство Хорватия. Тем более, что были определенные юридические основания – даже войдя в состав Венгрии в XI веке, земли Хорватского королевства долгое время сохраняли особую политическую структуру и самоуправление, значит можно было требовать их восстановления. В этом контексте начало использоваться понятие «мы хорваты», причем использоваться в том числе теми людьми, которые незадолго до этого называли себя славонцы или далматинцы – ведь Хорватией в узком смысле слова называлась только центральная часть нынешней страны.

Но, наряду с этим, жители Хорватии, Славонии, Далмации осознавали, что они не одиноки – по другую сторону османско-австрийской границы были земли Боснии, Герцеговины, Сербии, Черногории, где люди говорили на том же языке и имели очень сходные обычаи и традиции.
В 1850-м гг. хорватские и сербские писатели провели встречу, на которой торжественно провозгласили, что говорят на одном языке и писать желают единообразно. Казалось бы, путь к объединению был открыт. Если бы не несколько «но».

Во-первых, было неясно, как называть новый народ. В Хорватии, Славонии, Далмации становилось все более популярным имя «хорват», в память о средневековом королевстве, но сербы считали, что их средневековое государство было, как минимум, не хуже, и настаивали на имени «сербы». Во-вторых, непонятно, что должно было стать центром, претендентов выходило, по меньшей мере, два. Хорватские земли Австро-Венгрии, выгрызшие себе все-таки ограниченную автономию, сербская Воеводина под рукой тех же Габсбургов или воссозданное Сербское княжество, зависящее от Османской империи, но уже увлеченное идеей «собирания сербских земель». Кроме того, длительное разделение между двумя империями породило несколько иных барьеров. Во-первых, религия – жители земель исторического Хорватского королевства приняли католицизм, абсолютное большинство сербов сохраняли верность православию. Во-вторых, правописание – в хорватских землях традиции глаголицы и кириллицы отмерли, и хорваты начали писать собственным вариантом латинского шрифта – сербы, в большинстве своем, держались кириллицы. Когда Сербское княжество выросло до королевства, став, наконец, полностью независимым (1878-й год) стало уже очевидно, что «иллиризм» принял в хорватских и сербских землях разную окраску.

Тогда появились две противоположные друг другу идеологии – югославизм и хорватский национализм
Югославизм был новой формой развития иллиризма – теперь уже не говорилось о мифической преемственности от древних иллирийцев, просто постулировалась общность происхождения, культуры, истории и судеб южных славян (за вычетом болгар), а из общности прошлого вытекала общность будущего. Хорватские же деятели, поняв, что эстафету «иллиризма» необратимо упустили, провозгласили идею «хорватской нации». Перед лицом все усиливавшейся Сербии основой хорватского национализма стало желание предельно дистанцироваться от сербов. Это желание быстро перешло в откровенную сербофобию — её нагнетанию способствовала антисербская история Первой мировой войны, раздувавшаяся австрийской прессой. Именно тогда прозвучал известный клич «Србе на врбе!» («Серба — на вербу!»).

Не имея возможности четко противопоставить себя сербам лингвистически, идеологи хорватского национализма сделали ставку на расплывчатую культурологию. Основным их тезисом был «западный» характер хорватского общества, «восточный» – сербского. Здесь играли роль и религиозные предрассудки (вражда между православными и католиками) и существовавшие, но всячески преувеличивавшиеся культурные расхождения, вызванные османским влиянием на Сербию, немецким и итальянским на Хорватию. Наконец, в ход шли наиболее мутные аргументы расоведческо-краниологического толка. Дескать, в этногенезе хорватов большую роль сыграли также германские племена (эта идея пригодилась хорватским усташам при попытках набиться в родичи немецким нацистам), а сербы имеют большую примесь тюркской и влашской крови, что, мол, создает глубокие различия в их менталитете.

Теория эта достигла полного логического совершенства после появления на сцене упомянутых уже усташей – хорватских фашистов. Их сербофобия имела вид законченной расовой ненависти (неважно, что объективно расовых различий не было – важна субъективная вера в их наличие). «Историческая миссия» хорватского народа – быть щитом Европы против мифического «византинизма», авангардом которого выступали сербы, в представлении усташей, обретавшие классические черты «анти-расы», воплощения всего низменного и порочного.

Насколько удалось пропитать ненавистью значительную часть хорватского общества, показали события Второй мировой войны – тогда хорватские фашисты осуществили геноцид сербского населения, причем действовали с подчеркнутым садизмом. Можно вспомнить и сожженных заживо в церквях, и «ножи-сербосеки», и соревнования в количестве убитых в концлагере Ясеновац.

Хотя «Независимое государство Хорватия», созданное усташами, было разгромлено, деятельность его не канула в Лету. Многочисленны жертвы террора стали кровоточащей раной в сознании балканцев, прежде всего сербов. Впрочем, хорватские националисты пытались «уравновесить» счет, выставляя против геноцида сербов «Блайбургскую бойню» — массовую расправу югославских партизан над беженцами-антикоммунистами из Хорватии и Словении, осуществленную в мае 1945-го. Политика социалистической Югославии не смогла сгладить противоречия и залечить старые обиды и счеты. Все это вылезло в наиболее уродливой форме в начале 1990-х. Распад Югославии вызвал к жизни старые национализмы, упиравшиеся в пеструю с точки зрения самосознания и конфессии карту.

Рост хорватского национализма был крайне болезненно воспринят сербским населением Хорватии – воспоминания о зверствах усташей были свежи в его памяти. Попытка оборонять себя оружием была подавлена силой – вооруженная европейскими инструкторами хорватская армия разгромила в 1995-м году Сербскую крайну, вызвав массовый исход её населения. Оставшиеся малочисленные анклавы сербов капитулировали, понимая безнадежность своего положения, получив лишь куцую культурную автономию.

Сербо-хорватский конфликт поражает иностранцев его жестокостью и отсутствием видимого, рационального объяснения для неё. Он показывает, что политика временами бывает важнее этнической принадлежности.
Между сербами и хорватами нет языковых различий – диалектное членение сербо-хорватского языка не совпадает с границами Сербии и Хорватии.

Религия была одним из изначальных поводов для вражды, но преувеличивать её влияние все же не стоит. Крайний религиозный фанатизм был, в общем, не свойственен большинству как сербов, так и хорватов.

По моему мнению, главенствующим здесь является сам прецедент внедрения западноевропейских идеологий в незападное по сути своей общество. Хорваты сколько угодно могли полагать себя «щитом Европы» — достаточно очевидным является тот факт, что большая часть Европы про этот «щит» и понятия не имела. Но квази-религиозная вера в свою «историческую миссию как части европейской цивилизации» породила в значительной части хорватского общества крайний фанатизм и ненависть к тем, кто, по их мнению, пытается на эту «западность» покуситься. Пропаганда усташей полностью расчеловечивала сербов (иногда распространяя это также на евреев и цыган), в результате чего хорватские фашисты действовали с жестокостью, шокировавшей даже немецких нацистов – сохранился, например, рапорт немецкого генерала к начальству, где он просит разрешения вмешаться и положить конец зверствам усташей, потому что равнодушно наблюдать за таким не может.

Здесь невольно напрашивается аналогия с нашим временем и близкими событиями – конфликт на Востоке Украины показал, сколько ненависти было сгенерировано украинскими националистами под практически теми же, что и у усташей, идеологическими основами – «защита западной цивилизации» от азиатских орд. При этом образ врага из восточного «Мордора» также претерпевал полное расчеловечивание – вспомним ошеломляющие по цинизму пассажи украинских пользователей Интернета касательно жертв одесской бойни или мирных жителей Донбасса.

В обоих случаях к этому добавляется полная несамостоятельность политических игроков – усташи, сколько б не корчили из себя «потомков готов», были марионетками Третьего Рейха. Аналогии с сегодняшним днем любой читатель может провести самостоятельно. Как и с теми силами на территории нашей страны, которые любят поговорить о «границе Западной цивилизации» и защите от «Орды». Имплементация этих идей на Балканах вызвала реки крови, имплементация их на Украине наблюдаем в режиме «прямого включения».
Источник - https://mogilew.by/mnews/176082-evgeniy-sarzhin-horvatiya-i-serbiya-korni-vrazhdy.html
Наводчик - arctus

Записи из этого журнала по тегу «вопросы теории»

promo chern_molnija 06:00, yesterday 8
Buy for 20 tokens
1) Сверхдержава - это страна, считающая себя вправе вмешиваться в американские выборы, снисходительно поучающая Евросоюз, как тому себя вести, указывающая на дверь робко предлагающему свои инвестиции Китаю. В общем, как делает мощная Украина. 2) - Как ты за две минуты поняла, что я плохой…

Comments

( 6 комментариев — Оставить комментарий )
lj_frank_bot
12 окт, 2019 06:30 (UTC)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История, Общество, Политика.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
roman_rogalyov
12 окт, 2019 07:45 (UTC)
//алгоритм размежевания русских с украинцами похож на оный сербов и хорватов. //
а также датчан и норвежцев, японцев и китайцев (хань), индусов и пакистанцев, далее везде. "Разделяй и властвуй". Вопрос в том, кто в каждом конкретном случае разделяет нацию на части с целью властвования над частями разделённой нации. Не, ну понятно, что кое-где это происходит практически само, "спонтанно", при исчезающе малой поддержке "доброжелателей" - но выгодополучатели такого процесса всегда существуют.

P.S. Неплохо бы уж и англам отделиться в конце концов от шотландцев и валлийцев.
livejournal
12 окт, 2019 08:34 (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
tolbino
12 окт, 2019 11:47 (UTC)
Все-таки там дело в религии. Народ один, язык один, различие только в вероисповедании. Я был в тогда еще Югославии, так в Сараево нынешних боснийцев называли просто - "славяне-мусульмане". Стремление к т.н. "Западу" у всех было. Из той же Черногории в те времена в Италию постоянно ездили контрабандисты на маломерных судах, иногда и советских туристов возили. Это, на мой взгляд, чисто религиозный конфликт.
horacius
12 окт, 2019 12:33 (UTC)
Разница ещё в вере - хорваты всё же католики.
А вот македонцы, как и болгары, православные, и потому себя с Болгарией не ассоциируют, что память об оккупации в ПМВ осталась - агрессивная болгаризация и репрессии, в то время, как сербизация носила куда более щадящий характер.
vidarr_a
14 окт, 2019 14:11 (UTC)
Начнем с того, что в Х веке уже различались "сербы" и "хорваты". Великий князь Томислав I стал первым королем Хорватии, а не Сербии, и титул носил соответствующий.
И именно при Томиславе была подтверждена латинизация богослужения, хотя отказ от славянского богослужения проходил ещё лет сто пятьдесят. Но в итоге - перешли на латынь. И Сплитская архиепископия не прервала с Римом канонического общения после "Великого раскола", а примерно с 14 века Хорватская Церковь полностью вошла в подчинение Ватикану.
И хотя у сербов и хорватов похожие языки, сербы пользуются кириллицей, а хорваты - латиницей (примерно с 14 века).
Религиозный конфликт, это даже и в 21 веке, конфликт мировоззрения. А уж во времена давние - так и тем более. Они видят мир по другому, у них основы мира - другие.
Разные это народы. И то, что они временами были "дружны", а то вдруг начинали резню - это всего лишь говорит о том, что в своей глубине хорваты не считали сербов "своими" и наоборот.

<<Феодальные государства, созданные одним народом, существовали по отдельности, примерно как в Британии сосуществовали королевства Мерсия, Уэссекс, Кент и прочие, созданные одними и теми же германскими племенами.>>
Ошибка. Эти государства создавались не народом или народами, а аристократией, рыцарской элитой. Представители тех или иных "владетельных родов" просто создавали государства, перебив старую элиту и назвав себя герцогами или князьями, и в рамках понятий Средневековья (или античного мира) это было вполне допустимо и законно - что сумел взять и отстоять, хотя бы и силой оружия, то и твоё (до следующего удачливого конунга или ярла). А народы сами по себе в большинстве случаев ничего долговечного создать не могут, так, краткосрочную и рыхлую "вечевую демократию" в лучшем случае...
( 6 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

Паладинка
sandra_nika
Сандра

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner