Снова пишет
Российская Империя развивалась как нормальное национальное государство, в котором принадлежность к русской нации определялось гражданством и культурой, а не кровью. К таковому она шла перед 1917 годом, но, как издевательски заметил У. Черчилль, русский корабль затонул перед самым входом в гавань.
При Петре I, Екатерине II и Александре I в состав России были включены обширные территории с развитым национальным самоосознанием (остзейско-немецким, польским, грузинским и т.д.). В состав русской аристократии влилось большое количество инородцев и приехавших из Европы иностранцев. Тем не менее шёл процесс русификации элит. Немецкие, шведские, грузинские, армянские, молдавские и даже польские аристократы со временем переходили в православие и русифицировались: Врангель, Каппель, Келер, Ренекампф, Колчак и другие. Даже из поляков за несколько поколений формировались нормальные русские Пржевальские, Циолковские, Рокоссовские и др. Шла русификация и интеграция в русскую городскую культуру татар и евреев.
Белорусы и малороссы официально считались частью русского народа, на публикацию украинской литературы были наложены ограничения, преподавание в школах велось только на русском, грекокатолицизм был запрещён. Предпринимались небезуспешные попытки перевести на кириллическую письменность поляков, литовцев, латышей и даже мингрелов и сванов, чтобы оторвать последних от грузинской культуры.
В тех случаях, где ассимиляция буксовал царская власть поощяла эмиграцию, например, крымских татар, черкесов (в случае черкесов эмиграция с Кавказа приняла массовый характер), киргизов, евреев. При этом, например, выезд поляков царская администрация затрудняла (поскольку поляков рассматривали как материал для русификации).
Начиная с Александра III шло мягкое наступление на финляндскую автономию.
Т.е. ассимиляция и русификация шли непрерывно.
В СССР этот процесс в значительной степени был затруднён, а в некоторых случаях отменён через искусственную поддержку национальных идентичностей, продвижение национальных кадров, создание искусственных наций (украинской, белорусской) и дотирование союзных республик в ущерб РСФСР. До революции грузину, чтобы продвинуться по карьерной лестнице, нужно было русифицироваться – менять имя и фамилию на русский лад, вести себя как русский. При советской власти у грузина не было никаких поводов от своей идентичности в пользу русской, более того ему это было невыгодно (зачем грузину становиться русским, если грузины в СССР живут лучше русских?)
Journal information