?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сделаем  сегодня перепост программной (с моей точки зрения) статьи "Коммунизм как реформация"

Реформация — это "универсалия культуры" (В.Жукоцкий), рано или поздно через неё проходит всякая цивилизация... Реформация по существу есть культурная революция, переводящая высокие идеалы религиозного откровения в практическую плоскость социальной жизни.

Русская христианская цивилизация осуществила свою религиозную реформацию только в XX веке, осуществила ее в небывалой коммунистической форме, тем самым решительно подтвердив свой особый, отличный от западноевропейского, путь развития.

Если европейская реформация средневековья породила протестантского предпринимателя-индивидуалиста, определившего буржуазный тип организации социума, то русская реформация XX века породила нового советского человека, явившего миру социализм — новый тип социально-экономических отношений. В основе нового общества лежали приоритеты социальной справедливости, равенства и братства, моральной чистоты и созидающего труда.

Это вполне закономерный итог развития двух разных ветвей христианской цивилизации, разделенных как по своим истокам, так и по каноническому миропониманию (католичество — православие). Коллективистские ценности востока и соборное начало православия однозначно предопределили социалистическую трактовку христианской этики, когда история поставила перед Россией этот богословский вопрос ребром. Индивидуальная "богоизбранность" предпринимателя-протестанта была для русского человека органически не приемлемой.

Разница здесь в социально-экономической проекции христианской веры. Пафос протестантской трудовой этики направлен на практическое устроение индивидуальных отношений с Богом (как реализация заповеди "любви к Богу" в повседневной жизни); пафос социалистической трудовой этики направлен на осуществление братских отношений с ближним (как реализация заповеди "любви к ближнему" в рамках общества). В результате складываются два типа общества, где первое ведет к социальной отчужденности (общество модерна), а второе к социальному единству и сплоченности (общество традиции).

В итоге старый "конфликт цивилизаций" (русской и западноевропейской) закономерно вылился в XX веке в конфликт двух социально-экономических систем: социализма и капитализма. В их основании лежало серьезное религиозное разделение, различное понимание христианской этики. И когда капитализм, как зрелый продукт западноевропейской реформации, стал поглощать в XIX веке русскую цивилизацию, последняя ответила адекватно — заявив собственный социально-экономический проект социализма. Такова духовно-социальная диалектика. Понятно, что и сегодня, в условиях грубого и вероломного навязывания России капиталистической модели отношений, вопрос стоит о том же — быть или не быть вообще русской христианской цивилизации?

ЭФФЕКТ РЕФОРМАЦИИ

Понимание генезиса советского коммунизма как явления русской религиозной реформации объясняет множество недоразумений XX века.

"Эффект реформации" состоит в высвобождении религиозной энергии общества в сторону интенсивной модернизации — через переход от религиозного созерцания к религиозному действию. Все признаки подобного общественно-исторического всплеска в Советской России были: энтузиазм первых пятилеток, стахановство, индустриализация, победа в ВОВ, расцвет культуры, выход в космос и т.д. И все это на несомненном духовном подъеме, самоотверженной жертвенности и оптимистической вере, в которых невозможно не узнать признаки религиозного вдохновения. При этом христианская этика, свойственная русскому человеку, присутствовала в повседневной советской жизни вполне естественно, так как поддерживалась самой системой социальной организации и моральным кодексом строителя коммунизма.

Другое дело, что в стратегическом плане советское "христианство без бога" было обречено. По духовной идее это была восходящая христианская цивилизация, однако по рациональной (марксистско-ленинской) форме она воплощала собой материалистический культ модерна, с его позитивизмом, рационализмом и атеизмом. Тем самым, идея коммунизма была политически оторвана от своего онтологического источника — христианской Традиции, а душа русского человека — от Христа. Когда первоначальный религиозный импульс иссяк, оказалось, что подлинной связи с источником веры нет! — и дальнейшее коммунистическое строительство остановилось. Суррогатные формы религиозности (праздники, демонстрации, культ вождей) сами по себе не работали, а на сугубо рациональной основе построить "совершенное общество" невозможно.

Радикальное противостояние с Церковью и доктринальное неприятие духовной стороны человеческой жизни лишило коммунистическую идею онтологической глубины, иссушило ее созидающую силу, сделало невозможным новый идеологический синтез. В итоге первоначальный религиозный максимализм "коммунистической реформации" обернулся идеологическим тупиком, в котором и поныне пребывает коммунистическая теория. Социализм как материальная база коммунизма был построен, однако восходящая духовная энергия коммунизма была исчерпана — в результате все вновь покатилось вниз, в объятия уже давно забытого "старого мира".

Тем не менее, шанс выправить положение и удержать коммунистический вектор советского развития теоретически был. В логике Реформации за эпохой горячих "религиозных войн" следует эпоха Просвещения.. В России эпоха "коммунистического просвещения" должна была наступить на переломе 80-х — все предпосылки для этого были. Открытость к Церкви, публикация русских религиозных философов, исчерпанность тоталитарной системы, кризис коммунистического догматизма.

Однако инициаторы "перестройки", интуитивно понимая необходимость такого качественного перехода, не увидели собственных (духовно-имманентных) источников нового синтеза и просто развернули вектор советского строительства в сторону западноевропейских стандартов — в экономике, политике и культуре. В этом смысле верхушка КПСС (Горбачев и Ко) действительно совершила не только "догматическое", но и национально-стратегическое предательство. Чем тут же воспользовалась "пятая колонна" Запада, переведя стрелки социалистического развития на капиталистические рельсы и подчинив Россию внешнему колониальному управлению.

Но в странной ситуации оказалась и русская Церковь. Её положение в постперестроечные годы крайне двусмысленно. С одной стороны, полная свобода для неограниченного экстенсивного возрождения (строительство храмов, открытие миссии), а с другой — абсолютная нестыковка с действующей идеологией западного либерализма и реалиями капиталистической действительности. Несмотря на видимую благосклонность власти, "симфония" Церкви с такой чуждой социально-экономической системой в принципе невозможна, поэтому невозможно и ее реальное влияние на динамику общественных процессов Надежды на большее здесь, увы, не оправданы. Этика капитализма даже под вывеской "православного предпринимательства" остается протестантской, комплексно определяющей соответствующую модель жизнеустройства. Ее принятие неизбежно оборачивается "экономическим экуменизмом" — предательством духовных ценностей православия на эмпирическом социально-экономическом уровне.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНСЕНСУС

Что же имеем в итоге? Советская социалистическая система, научно воплотившая христианскую правду социальных отношений, — отвергнута как "безбожная", а либерально-рыночная модель, свободно попирающая христианские заповеди, — принята как "естественная". Религиозный подтекст коммунистической Реформации XX века остается не понятым как со стороны Церкви, так и со стороны ортодоксального коммунизма. И это "религиозное недоразумение" остается зияющим идеологическим провалом, над которым катастрофически зависла русская история.

Но время вышло. Пора перевести потенциал застарелого мировоззренческого конфликта в положительную историческую перспективу. Противоречия между коммунизмом и православием нет: это две стороны исповедания христианства в русской истории — идеально-духовного и социально-практического.

Коммунистический выбор России — фундаментальный факт XX века. Дальнейшая история открыта для нас только в этом направлении. Цивилизации или развиваются из самих себя, или становятся сырьем для других цивилизаций. Запад уже поглотил фактически наше настоящее (экономику, сознание, культуру), осталось лишить нас Будущего. Чтобы этого не произошло надо решительно восстановить стратегический выбор России на новом идеологическом уровне, соединив духовный энергию православия и социальную идею коммунизма в единую и несокрушимую политическую силу.

Востребован новый тип коммунистического мышления: рационально трезвый в теории социальной организации и духовно укрепленный в истине христианской традиции. Только такой "квантовый" подход к православно-коммунистической тематике открывает путь к новому созидающему мировоззрению и новой русской истории. Как итог искупления прошлого и условие перехода в будущее.

Полностью здесь - http://zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/11/929/61.html


promo sandra_nika march 12, 14:48 8
Buy for 10 tokens
В те дальние-дальние годы, когда не было не только интернета, но и персональных компьютеров и игровых приставок, мы, советские дети, играли в настольные развивающие игры, которые были куда полезнее современных компьютерных игр… Теперь настольные игры вышли из моды - все сидят вставив в уши…

Comments

( 12 комментариев — Оставить комментарий )
socialistyouth
16 сент, 2011 06:28 (UTC)
Это идеалистическая, антимарксистская теория. Развал СССР был результатом реставрации классов.
sandra_nika
16 сент, 2011 16:02 (UTC)
Марксизм - не догма, а руководство к действию.
karaklay
16 сент, 2011 17:35 (UTC)
В любом случае, совершенно верное умозаключение !ИНТЕГРАЛЬНАЯ теория, которую просто необходимо начинать реализовать на практике. Мы много и не раз говорили о тождестве принципов православия и коммунистических идеалов, это соответствует объектитвноё реальности. Борьба церкви и коммунизма за умы людей должна прекратиться. Очень метко определено, что это две стороны одной медали, практический социализм и духовное православие.
socialistyouth
19 сент, 2011 07:03 (UTC)
О да, вам же интересны догмы, как в православии, католицизме.
karaklay
16 сент, 2011 17:44 (UTC)
Ну-ну, "развал СССР" никак не мог быть "результатом реставрации классов". Это классы, присущие капитализму, реставрировались в результате "развала СССР". Далее, даже если это "идеалистическая , антимарксистская теория", с точки зрения атеиста и марксиста, похоже, что это единственный шанс к возрождению России как ИМПЕРИИ (в широком смысле слова), а значит им нельзя пренебречь. Кстати, Сандра верно заметила, что Маркс не писал догм. Это и впрямь "руководство к действию".
socialistyouth
19 сент, 2011 07:01 (UTC)
Классы как раз были реставрированы вместе с так называемой Оттепелью. Была разрешена мелкая частная собственность. Ну и так далее. Возникли новые классы вместо старых.

"то классы, присущие капитализму, реставрировались в результате "развала СССР""

СССР не был социалистическим государством. Он был государством переходным, застрявшим на переходе и сделавшим поворот назад. Я положительно оцениваю его роль для народов и истории. Но на деле в СССР социализм так и не был построен, к сожалению.

"похоже, что это единственный шанс к возрождению России как ИМПЕРИИ (в широком смысле слова)"

Я не хочу возрождения никаких империй! Какая разница, жертвой какого империализма мне быть? Кооперация народов против империализма Запада - да. Но из огня да в полымя не надо.

"Сандра верно заметила, что Маркс не писал догм. Это и впрямь "руководство к действию".

Вот я и действую, выражаясь против Российской империи и империализма вообще.
sandra_nika
19 сент, 2011 07:05 (UTC)
Хм... По-моему, нам пора расставаться. Ибо вы выразились более чем конкретно - " я... против Российской империи".
А я - русская империалистка.
socialistyouth
19 сент, 2011 07:19 (UTC)
Дело Ваше, но я думаю у нас немало и общих воззрений, которые мы с Вами разделяем. Принимая во внимание необходимость конструктивной критики, я бы непротив продолжить наше виртуально общение. Решайте сами.
karaklay
20 сент, 2011 16:53 (UTC)
Да я уже много этой чуши слышал, про "государственный капитализм", который был в СССР, и про "недопустимость" возрождения каких-либо империй...
socialistyouth
21 сент, 2011 12:50 (UTC)
Ты способен критически анализировать историю и экономические отношения, или для тебя мир делится на белое и черное?
karaklay
21 сент, 2011 16:30 (UTC)
Спор становится бспредметным, а потому переадресую твой вопрос тебе же.
( 12 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

Паладинка
sandra_nika
Сандра

Latest Month

Июль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner