?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ежегодно в конце ноября в Украине проходят мероприятия, посвященные голоду 1932-1933 годов. Не хочется мне по понятным причинам писать об этом, но и промолчать нельзя. Тем более я давно обещала записать и выложить на всеобщее обозрение кое-какие воспоминания моей бабушки.

Начну с того, что в вопросах голода моя точка зрения во многом совпадает с точкой зрения писателя и журналиста О. Бузины - www.segodnya.ua/news/14094138.html Я тоже неохотно говорю на эту тему, я тоже воспитывалась бабушкой – очевидицей тех событий; я слышала ее рассказы о голоде еще во время так называемого застоя и удивлялась в детской наивности своей, почему о голоде не пишут в книгах и учебниках (отметим тут, что через несколько лет, когда вся перестроечная дерьмократическая пресса вопила о «репрессиях», я точно так же удивлялась, почему на сей раз бабушка ничего о «репрессиях» не говорит), и я ни на йоту не верю «историкам» типа Кульчицкого, ибо они при СССР говорили и писали одно, а теперь – совершенно противоположное. Продолжу же я просто воспоминаниями. Обыкновенными воспоминаниями, где будет все – и свидетельства очевидицы, и сны, и даже мистика.

Бабушка рассказывает (это из разряда легенд), что еще до голода по Дарнице (район Киева на левом берегу Днепра) ходил настоящий полуюродивый-полукобзарь. Длиннобородый, зимой и летом босой, он жил подаянием и часто пел песню-пророчество: «В тридцять третьому году люди падать будуть на ходу!» В итоге юродивого этого забрала милиция, но голод в 32-33 таки случился. Начался он не в одночасье. Когда в Киевской области стало с продуктами плохо, бабушка (ей в 32 году было 14 лет) уехала к родственникам в село в Сумскую область. Там в то время еще все было благополучно. Когда же начались проблемы и в Сумской области, бабушка вернулась домой. В то время голод как раз был в разгаре. Она, тогда ученица седьмого класса, бросила школу и поступила работать подсобницей в столовую для рабочих в местном лесничестве. Будем откровенны – пошла бабуля на эту службу ради выживания, ибо понимала, что при столовой она с голоду не умрет.

Работать ей, кухонной чернорабочей, приходилось очень тяжело – надо было и воду носить, и дрова колоть, и печи топить, и котлы чистить, и посуду мыть. Тем не менее, она, с виду совсем девчонка – худенькая и маленькая – со всем справлялась. Украсть продукты (опять говорю откровенно) в столовой было невозможно – рабочий контроль был по-настоящему строг, в случае какого воровства лесорубы запросто могли бы прихлопнуть нечестную кухарку («с голодным не шути», как сказал Некрасов), да и не имела работающая подсобницей бабушка непосредственного доступа к продуктам. Но кое-как, хоть и не досыта, она на службе своей харчевалась, а свой паек, чаще всего в виде комка очень крутой каши, несла домой, где ее ждали покачивающийся от слабости отец, которому тоже надо было ходить на службу, и уже начавшие опухать с голоду мать с младшим братишкой.

Отца бабушки, потомственного железнодорожника, по должности дорожного мастера, как раз перед голодом перевели с одного участка на другой (об обстоятельствах, предшествующих этому переводу, я расскажу в другой раз) – в Дарницу. На новом месте они не успели еще обзавестись никаким хозяйством, а с зарплатой тогда вышла задержка – по воспоминаниям бабушки, «грошей півроку не платили ні батьку, ні мені», и пришлось им тогда очень трудно. Какое-то время держались они за счет вот той самой каши, а потом бабушкиной матери, то есть моей прабабке, приснился сон – «наче прилетіли два соколи...» И вот через несколько дней приехал в отпуск ее сын, а бабушкин брат Григорий с Дальнего Востока - он во флоте служил – и привез чемодан продуктов. А за ним прибыл и сын Василий из Крыма, тоже военный моряк, и тоже продуктов привез. За счет этих продуктов продержались они еще некоторое время, а там стало легче. Долги по зарплате им выплатили, и бабушка смогла и подкормиться, и прибарахлиться немного – купила туфли и пальто. А там и голод кончился, и бабушка рассказывала, как они все потом наесться не могли: «Їм-їм, їм-їм, і знаю, куди воно все вміщається! »

Так что в моей семье в 33 не умер никто. А соколы те, Василий и Григорий, с войны не вернулись…

Самая жуткая картина того времени, врезавшаяся бабушке в память на всю жизнь, была такова. К коммерческому магазину, где продавали хлеб (в коммерческих магазинах хлеб был, да деньги не у всех были – помните, зарплату полгода не платили?) подошли, точнее, чуть ли не подползли люди, пришедшие в Киев из деревни, пожилой и помоложе, возможно, отец и сын. Они выстояли в очереди, купили по килограммовой буханке свежего хлеба (где они взяли деньги, бабушка не знает), сели под магазином, съели весь хлеб, и тут же стали умирать. Причина этого понятна – дистрофикам надо поначалу есть часто, но понемногу, и только жидкую пищу типа бульона. А они не смогли удержаться и съели по буханке хлеба, а это - верная смерть. Бабушка тогда бежала из дому на службу и подошла к умирающим. Они еще слабо шевелились, но более всего поразили бабушку множество крупных вшей, ползающих по телам этих людей.

Между тем подъехала телега, их погрузили на эту телегу (причем тот, что помоложе, еще дергался) и куда-то увезли – может, в больницу, а может, прямо в морг.

Доводилось бабушке слышать от знакомого и об одном случае людоедства, но за достоверность этого рассказа я ручаться не могу, и потому передавать его здесь не буду.

А в конце поста хочу я выполнить важную миссию. Я, внучка и правнучка голодавших в 33 году, ОБЯЗАНА сказать всем, кто услышит, что думает моя голодавшая в 33 бабушка, ровесница Октября, сохранившая здравый ум и трезвую память, о наших правителях и о их голодоморных затеях.

Так вот, когда моя бабушка, видевшая, как пухли, сохли и умирали на улицах люди, видит и слышит теперь, как носятся со свечками, посещают молебны и мемориалы наши власть имущие, ее в прямом смысле слова начинает трясти и она злобно говорит: «Оце якби я могла, я б ЇМ плюнула у морду і сказала: „Не гавкайте! В тридцять третьому голод півроку був, а ви двадцять років людей душите, та все не додушите ніяк!”

И она, голодавшая, имеет право и в морду плюнуть, и сказать ВСЕ. Наши же правители ИМХО НЕ ИМЕЮТ НИКАКОГО МОРАЛЬНОГО ПРАВА устраивать пляски на костях. Пусть сначала объяснят, почему за время нэзалежности численность населения Украины без свяких голодоморов сократилась более чем на шесть миллионов человек, пусть скажут, во имя чего одни умерли, а другие не родились, а потом и о голодоморах разговаривать будем. Точка.

promo soldier_moskva 02:33, вчера 2
Buy for 20 tokens
Опасения местных наблюдателей, о которых ИА REGNUM писало 17 июля, оправдались: политическая карьера нового севастопольского врио Михаила Развожаева началась с предвыборного скандала. Сначала снялась с выборов вся верхушка «Партии пенсионеров» – как предполагается, из-за давления из центра.…

Comments

( 21 комментарий — Оставить комментарий )
argument2009
18 ноя, 2009 18:52 (UTC)
А моя сестра умерла от голода в 1932 году. Жили в Курской области, в селе (я еще не родился). Сам едва не умер с голоду во время окупации - пух с голоду. Мать едва спасла. Она отсутствовала - меняла вещи на продукты. Это тоже было в Курской области, тоже в селе.
zet09
18 ноя, 2009 19:11 (UTC)
много людей уничтожили, политруки ёб@н@е.
sandra_nika
18 ноя, 2009 19:20 (UTC)
Поздравляю вас, Зет! Вы и на православие тест не проходите, и на отношение к СССР. Прискорбно... Тяжелый случай...
zet09
18 ноя, 2009 19:27 (UTC)
Да вы так не переживайте за меня. А какое отношение может быть к СССР? Он же труп. Разные периоды по разному оцениваю, вот и всё.
sandra_nika
18 ноя, 2009 19:42 (UTC)
А я и не переживаю, было бы из-за чего.
Ну, а фраза "А какое отношение может быть к СССР? Он же труп..." только подтверждает факт непрохождения теста.
zet09
18 ноя, 2009 19:52 (UTC)
Ааа... Вы меня тестируете! надо же :)
sandra_nika
19 ноя, 2009 06:33 (UTC)
Да ну, это вы всюду заговор видите.
Я же сказала, я всегда воюю с открытым забралом. СПЕЦИАЛЬНО тестировать или провоцировать человека я никогда не стану. Но фильтр у меня включен постоянно. И фильтрация, оценка, тестирование, проверка слов собеседника идут у меня тоже постоянно и как бы сами собой.
sandra_nika
18 ноя, 2009 19:18 (UTC)
Да, у каждого своя семейная история, свои беды, свои трагедии.
Моя же бабка говорит, что оккупацию они пережили сносно, а вот в 47 году была засуха, неурожай и снова голод. Не такой, как в 33 году, но голод. Вот тогда им снова тяжело пришлось.
argument2009
18 ноя, 2009 20:54 (UTC)
Точно, был и 1947 год. Ели лушпайки (очистки картофеля) и лебеду. Так мы закалялись. :-)
ganana
18 ноя, 2009 22:10 (UTC)
Да, в 1947 был голод в Донбассе, знаю по рассказам старших. Было всякое на нашей земле, надо помнить и не повторять ошибок дедов и прадедов. Прежде чем ломать сложившийся порядок, надо тысячу раз подумать, как это отразится на судьбах миллионов людей.
(Анонимно)
19 ноя, 2009 08:26 (UTC)
Аслан
У меня есть друг. Он рассказывал, со слов своей бабушки (жили они тогда под Киевом), что их семью в 47-м от голода спасли соседи -евреи.Евреи тоже давали им очистки картофеля.Когда он рассказывал об этом мне честно говоря было интересно, а почему у них живущих на своей земле не оказалось в лихолетье картофеля, а у евреев этот стратегический продукт был? Упрекать их за то, что они не давали половину картофеля а давали только очистки конечно не стоит-могли вообще ничего не давать. Кстати картофель наверное был не только у всех евреев(в чём я не сомневаюсь), но и у некоторых украинцев-но их не упоминают в числе спасителей-значит они не давали даже очистков.
sandra_nika
19 ноя, 2009 09:26 (UTC)
Re: Аслан
Спасибо, Аслан, за интересное мнение. Не знаю, почему у евреев был стратегический запас картофеля, а у некоторых украинцев не было.
Моя же бабушка о 47 вспоминает, что очистки и лебеду они не ели (до этого все же не дошло), но было трудно, особенно с хлебом. А тут еще они потеряли (а может, у них украли) хлебные карточки. Вы знаете из книг и фильмов, ЧТО ТАКОЕ потеря хлебных карточек...
(Анонимно)
19 ноя, 2009 16:18 (UTC)
Re: Аслан
Голод был и на Северном Кавказе: и в 1921, и в 1933 и в 1947гг. Вот некоторые причины, которые привели в 1933г. к голоду в Малой Кабарде. (на примере селения Исламово)
Из жалобы в обком в 1933 г.:
Руководители Малокабардинского района в погоне за цифровыми показателями постоянно повышали задание по пахоте, севу, по хлебозаготовкам. Не учитывая условий селения, не принимая во внимание гористую местность, секретарь Малокабардинского райкома Башлоев требовал скорейшего выполнения плана весеннего сева. Для этого он требовал увеличить норму пахоты на один плуг в два раза. Как и желал секретарь райкома, норму пахоты колхозники увеличили вдвое, но качество при этом стало настолько плохим, что невозможно было бороновать. Не подрезанную и не взрытую землю колхозники просто-напросто присыпали черной почвой, создавая видимость вспашки. По существу, землю и не пахали, а только «чернили», обманывая самих себя и областные организации. Кроме этого, тягло (лошадей) непомерными нормами работы довели до полного истощения, что привело к их падежу.
Борьбы с сорняками не велось никакой. Их просто присыпали землей. Посевы кукурузы были произведены только возле полевых штабов и проезжих дорог, чтобы приехавшие на проверку работники области видели, что поле засеяно. В погоне за темпами сев кукурузы был начат в очень ранние сроки, в начале апреля. Вспаханная земля своевременно не засевалась. А когда время было упущено, для быстрого окончания сева стали сеять верхом на лошади и с бричек. В одних случаях посевы производились в ранние сроки в мерзлую землю, в других – со значительным опозданием, в сухую выветриваемую землю, заросшую сорняком. Сорняки росли настолько буйно, что за ними нельзя было рассмотреть посевы кукурузы. Прополка требовала огромного количества рабочих рук и времени. Это привело к созданию видимости работ.
Секретарь райкома категорически заявил местному активу: «Или вы все будете вне партии, или ежедневно дадите 900 гектаров прополотой кукурузы. Или сделаете, или расстреляем». При наличии в колхозе всего 600 рабочих рук выполнить такую норму колхозники, естественно, не могли и занимались показухой. Все делалось для того, чтобы дать количество начальству и показать в отчетных сводках, что прополка движется быстрыми темпами. Секретарь райкома и председатель райисполкома давали областным организациям дутые сведения о ходе прополочной компании, подменяли действительную прополку скашиванием сорняков косами, добиваясь высоких темпов, заставляли колхозников выполнять ежедневно непосильные нормы. Все это привело к частичной или полной гибели колхозного урожая, падежу лошадей.

Очень хочется обвинить кого то в геноциде и издевательстве над нашими сельчанами, только вот не знаю кого: и колхозники, и председатель колхоза, и сельские активисты, и руководство района- все люди одной нации.Остаётся только предъявить счёт грузинам, так их представитель тогда был начальник над всеми начальниками.
sandra_nika
19 ноя, 2009 17:43 (UTC)
Re: Аслан
И еще раз спасибо, Аслан.
Вот так из воспоминаний наших предков сложим мы цельную картину.
argument2009
19 ноя, 2009 09:43 (UTC)
Re: Аслан
Наверное, Вы поняли так, что наша семья в 1947 году жила в селе. Нет, в славном городе Барнауле.
Что касается выращивания картофеля, то этим полезным делом уже моя семья (с тремя малолетками) успешно занималась в 90-е годы, за счет чего и выжила. Хотя некоторые жители села "бидували", имея хороший земельный надел.
sandra_nika
19 ноя, 2009 10:09 (UTC)
Re: Аслан
Вот еще интересный факт. То есть, и в 47 везде голодали - и в Киеве, и в Барнауле.
argument2009
20 ноя, 2009 08:56 (UTC)
Re: Аслан
Естественно, страна была единой.
vil1971
18 ноя, 2009 22:15 (UTC)
Светлая память безвинно умершим!
sandra_nika
19 ноя, 2009 05:35 (UTC)
Всем.
Спасибо всем высказавшимся: Аргументу за воспоминания, Вилу за то, что помянул добрым словом умерших, а Ганане за фразу "Прежде чем ломать сложившийся порядок, надо тысячу раз подумать, как это отразится на судьбах миллионов людей..." Это воистину так. А ломать - не строить.
sandra_nika
19 ноя, 2009 17:49 (UTC)
Спасибо за ссылку, сейчас всем гостям сообщу, чтоб почитали.
===========
Господа, советую посмотреть пост nkgb, ссылочка в предыдущем комментарии.
Материал в тему. Я в последнем абзаце говорю, что наше руководство НЕ ИМЕЕТ морального права говорить про голодомор, ибо при нем население Украины сократилось более чем на 6 миллионов. В посте nkgb вы найдете дополнительные очень интересные факты...
( 21 комментарий — Оставить комментарий )

Profile

Паладинка
sandra_nika
Сандра

Latest Month

Июль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner