?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из всех так называемых украйынских пейсателей руками я   нормально  отношусь только к  И. Нечую-Левицкому – автору   легендарных повестей «Кайдашева семья» и «Баба Параска и баба Палажка»: его произведения я даже иногда перечитываю.

И вот недавно, листая  старую тетрадь расстрелянного генерала  перечитывая повесть  «Старосветские батюшки и матушки» (явная аналогия со «Старосветскими помещиками» Николая Васильевича, не правда ли?) я обнаружила кое-что очень интересное: оказывается на Украине в  начале  XIX века   прихожане могли себе выбирать священника на приход!  Естественно, потом     избранного священника должен был утвердить митрополит, но все равно   факт очень интересный.

Вот и давайте посмотрим, как  когда-то давно  укры выбирали священников…

Перевод мой.  Примечания  мои выделены курсивом.



Действие происходило в  двадцатых годах XIX века. В Ольшанице только что  похоронили старого священника Петра Моссаковского. Вся громада (это   украинское слово ГРОМАДА – то есть сельская община, мир – я не перевожу: так точнее будет) собралась в его дворе на поминальный обед.

Четыре сына  покойного отца Петра – два священника,  один диакон и один дьяк -  с большими  бутылками в руках ходили между столами и угощали всех подряд.

Щедрее всего  угощали они прихожан своего батюшки, потому что знали, что громада сразу же после обеда начнет выбирать преемника на место старого покойного батюшки. А им все хотелось занять  отцовское  место  в родном, большом и богатом селе.

Солнце повернуло на  запад. Священники встали  из-за столов, а за ними разом встали все люди на широком дворе… Сыновья  покойника со всем духовенством пошли в покои. Бабы и нищие вышли со   двора  за ворота. Осталась во   дворе одна лишь громада. Начались выборы нового священника.

Громада заговорила и загудела, словно пчелы в пасеке в поздний  летний вечер; по всему двору  люди собирались в кучки и негромко разговаривали. То там, то здесь было слышно: «А кто   это будет у нас священником? Кого нам выбирать?» Одни советовали,  что  лучше всего было бы выбрать на парафию одного из  старших сыновей покойника, которые уже были священниками в соседних селах; другие высказывались за третьего сына – диакона;  но еще тише ходили слухи, что старшие сыновья покойного батюшки не  очень-то ладят  со своими  прихожанами, а диакон  пьет по кабаках водку, и дерется не только с людьми, но и с жидами, и даже с жидовками (нет тут антисемитизЬму – так у автора, а из песни слова не выкинешь).

- Граждане! – спокойным,  но твердым голосом сказал старый титарь, вокруг которого столпились  такие же старики. – Из этих четырех претендентов на парафию выберем себе священником младшего сына покойника, Харитона. Он вырос на наших глазах; мы его хорошо знаем. Человек он добрый, богобоязненный, не  гордый;  иногда выпьет с нами  по рюмке, но не пьянствует, на шатается по кабаках; он и к людям    приветливый и ласковый, и горло у него  хорошее. Нечего и сказать, из него  выйдет хороший священник! Напишем прошение    владыке, дадим Харитону подводу и  денег на дорогу,  и пусть с Богом отправляется в Киев. Так ли, граждане?

- Так, так! Титарь  правильно советует! – заговорили старики вокруг титаря, и  эта мысль стрелой полетела по всему двору.

Титарь вышел из своего круга, прошел  вдоль и поперек по двору между гражданами и  спрашивал у всех и каждого, согласны  ли они с  его  мыслью  об этом одном из четырех претендентов на ольшаницкую парафию. Перед титарем люди расступались,  головы без шапок колыхались, и везде было слышно: «Так, так! Это правда! Пусть Харитон будет у нас священником!»

Титарь пошел в покои и объявил  священникам и самому Харитону, что прихожане  избрали его на парафию. Старшим сыновьям  покойного  стало  неловко. Харитон поклонился и поблагодарил за честь.

- Выйдите же, господин дьяк, к громаде! – сказал титарь,  кланяясь Харитону.

Харитон вышел на крыльцо. Следом за ним вышли все священники, кроме братьев. Шум в громаде сразу стих. Титарь со ступеней громко спросил:

- Согласны ли, граждане, чтобы  господин Харитон был священником на  нашей парафии?

- Согласны, согласны! – крикнули граждане как один. – Пусть он  будет у нас священником!

Харитон низко поклонился и поблагодарил громаду

Перевод сделала по изданию: І. Нечуй-Левицький. Твори в  двох томах. Том 2. «Старосвітські батюшки та матушки».  Видавництво художньої літератури «Дніпро»,  Київ -1977.

Вот  вам  пережиток  «народной демократии». Вот такие мы, малороссы, безалаберные. Недаром же  говорят, что для хохлов гетьман – это человек, которого можно выгнать ГЕТЬ, то есть вон.

 Что  следует из вышеизложенного?  Да  то, что  если громада  священника  выбирает, то  она   может также и не пустить на парафию неугодного священника! И в итоге она  это и сделала! Откуда же вдруг взялся в  Ольшанице неугодный  батюшка? Спрашивали – отвечаем.

 Только что избранному на парафию  Харитону прежде чем принять сан  священника, надо было жениться. Он послал  сватов к некоей Анисье Степановне, дочери  старого священника  Прокоповича из соседнего села Чайки. Анисья согласилась выйти за Харитона. Однако у нее ранее был  ухажер -  Марк Павлович Балабуха,  академист, студент Киево-Могилянской академии, философ.  Анисья    Балабухе очень нравилась, а он ей – нет, и потому  дело кончилось тем, что  Анисья   Балабухе отказала,   да не просто отказала на словах, а «дала гарбуза». Балабуха на  это смертельно обиделся, а когда услышал,  что Анисья обручилась с Харитоном, вообще начал рвать    и  метать.

Вот  Балабуха рвет и мечет, а   его мать, старая Балабушиха, ему и говорит:

- Ты, сынок, не кричи, а  поезжай   в Киев, и попроси  себе у митрополита Ольшаницкую парафию. Митрополит  ученым академистам дает любые  парафии  на выбор. Вот ты и и спихни Анисью с ее  дьяком с парафии –  пусть попрыгают!

Балабуха  так и сделал…

Вывод.

К чему я все это говорю? Да к тому, что  хоть сейчас времена и другие,  и священников никто не выбирает,   но убрать   недостойного священника с прихода все равно  МОЖНО.  И не только  можно, но и НУЖНО.

Вообще ныне этот вопрос  очень актуальный:     многим   хочется убрать с приходов защитников «бешеных пёзд», а  некоего блиноокормителя выгнать из академии и отправить дьяком в    сельский приход в  Сибири…

А посему в следующей записи мы, если Богу угодно,  продолжим наш рассказ,  поведаем, как  ольшаницкая громада  не пустила к себе на приход   Балабуху, и  дадим вредные  полезные советы: как  можно убрать с прихода попа-оранжиста...



Buy for 20 tokens
Оказалось - не зря. Если вы пропустили, то я уже приступил строить фахверковый дом, а пока под него готовлю основание в виде фундамента. Не сговариваясь, две совершенно разные строительные компании предложили мне, для моего участка фундамент в виде - ребристая плита. Вот она Сперва…

Comments

( 8 комментариев — Оставить комментарий )
alp_master
28 мар, 2012 06:38 (UTC)
Из писем В.И. Вернадского:
"...При уничтожении Запорожья Екатериной Второй мой прадед Н.И Вернадский бежал в Черниговскую губернию и там после нескольких лет тихой жизни был выбран священником – в Малороссии тогда ещё сохранялся старинный обычай русской церкви: выбор священника из прихожан…
Священник-запорожец с прихожанами не ладил; довольно хорошо образованный (он кончил курс в Киевской духовной академии), он был страшным деспотом и в семье, и по отношению к окружающим. Кончил он плохо; когда после каких-то разногласий с прихожанами он отказался крестить, отпевать и запер церковь, его силою, старика 80 лет, привели на кладбище для похорон, но со злобы или огорчения с ним случился удар, и он тут же умер.»
Ссылка на издания писем Вернадского тут http://vernadsky.lib.ru/e-texts/letters.shtml
sandra_nika
28 мар, 2012 06:43 (UTC)
Хех. Интересно!
georgij_art
28 мар, 2012 07:14 (UTC)
почитайте http://georgij-art.livejournal.com/595537.html
если сможете найти фото того самого зала где проходили съемки танцев, мне в личное сообщение скажите.
похоже ветер именно из Украины против РПЦ дует.
sandra_nika
28 мар, 2012 07:21 (UTC)
Попробуйте с нашими русинами связаться - http://getsko-p.livejournal.com/
georgij_art
28 мар, 2012 07:29 (UTC)
проблема в том что похоже там взаимосвязь присутствует.
sandra_nika
28 мар, 2012 07:34 (UTC)
Ага, понятно, вы нашим русинам не очень доверяете... Что тут сказать? Я вообще, как державница, государства разваливать не люблю, и предпочитаю заниматься собирательством земель. С другой стороны, есть мнение, что такое недогосударство как Украина существовать по определению не может...
Так что тут надо пройти по тонкому льду по лезвию бритвы между двух огней. Ну, вы понимаете, о чем я говорю.
georgij_art
28 мар, 2012 07:47 (UTC)
вы не поняли
те кто называет себя русинами, во главе с их священником как раз и собирались отделиться от Украины, этому священнику выписали 3 года условно.

вы прочтите по моей ссылке, там всё хорошо видно

Edited at 2012-03-28 07:48 (UTC)
sandra_nika
28 мар, 2012 07:54 (UTC)
Все я ПРЕКРАСНО поняла: а то я не знаю, кто такой о. Сидор.
Это вы не поняли моего стратегического взгляда: Южная Осетия тоже вроде как отделилась от Грузии. И Абхазия тоже. И Приднестровье считается непризнанной республикой... Так что...))))
В общем, я не говорю ни да, ни нет: я за ними молчаливо наблюдаю за нашими русинами.
( 8 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

Паладинка
sandra_nika
Сандра

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner