Сандра (sandra_nika) wrote,
Сандра
sandra_nika

Category:

Как козаки попа выбирали.

Из всех так называемых украйынских пейсателей руками я   нормально  отношусь только к  И. Нечую-Левицкому – автору   легендарных повестей «Кайдашева семья» и «Баба Параска и баба Палажка»: его произведения я даже иногда перечитываю.

И вот недавно, листая  старую тетрадь расстрелянного генерала  перечитывая повесть  «Старосветские батюшки и матушки» (явная аналогия со «Старосветскими помещиками» Николая Васильевича, не правда ли?) я обнаружила кое-что очень интересное: оказывается на Украине в  начале  XIX века   прихожане могли себе выбирать священника на приход!  Естественно, потом     избранного священника должен был утвердить митрополит, но все равно   факт очень интересный.

Вот и давайте посмотрим, как  когда-то давно  укры выбирали священников…

Перевод мой.  Примечания  мои выделены курсивом.



Действие происходило в  двадцатых годах XIX века. В Ольшанице только что  похоронили старого священника Петра Моссаковского. Вся громада (это   украинское слово ГРОМАДА – то есть сельская община, мир – я не перевожу: так точнее будет) собралась в его дворе на поминальный обед.

Четыре сына  покойного отца Петра – два священника,  один диакон и один дьяк -  с большими  бутылками в руках ходили между столами и угощали всех подряд.

Щедрее всего  угощали они прихожан своего батюшки, потому что знали, что громада сразу же после обеда начнет выбирать преемника на место старого покойного батюшки. А им все хотелось занять  отцовское  место  в родном, большом и богатом селе.

Солнце повернуло на  запад. Священники встали  из-за столов, а за ними разом встали все люди на широком дворе… Сыновья  покойника со всем духовенством пошли в покои. Бабы и нищие вышли со   двора  за ворота. Осталась во   дворе одна лишь громада. Начались выборы нового священника.

Громада заговорила и загудела, словно пчелы в пасеке в поздний  летний вечер; по всему двору  люди собирались в кучки и негромко разговаривали. То там, то здесь было слышно: «А кто   это будет у нас священником? Кого нам выбирать?» Одни советовали,  что  лучше всего было бы выбрать на парафию одного из  старших сыновей покойника, которые уже были священниками в соседних селах; другие высказывались за третьего сына – диакона;  но еще тише ходили слухи, что старшие сыновья покойного батюшки не  очень-то ладят  со своими  прихожанами, а диакон  пьет по кабаках водку, и дерется не только с людьми, но и с жидами, и даже с жидовками (нет тут антисемитизЬму – так у автора, а из песни слова не выкинешь).

- Граждане! – спокойным,  но твердым голосом сказал старый титарь, вокруг которого столпились  такие же старики. – Из этих четырех претендентов на парафию выберем себе священником младшего сына покойника, Харитона. Он вырос на наших глазах; мы его хорошо знаем. Человек он добрый, богобоязненный, не  гордый;  иногда выпьет с нами  по рюмке, но не пьянствует, на шатается по кабаках; он и к людям    приветливый и ласковый, и горло у него  хорошее. Нечего и сказать, из него  выйдет хороший священник! Напишем прошение    владыке, дадим Харитону подводу и  денег на дорогу,  и пусть с Богом отправляется в Киев. Так ли, граждане?

- Так, так! Титарь  правильно советует! – заговорили старики вокруг титаря, и  эта мысль стрелой полетела по всему двору.

Титарь вышел из своего круга, прошел  вдоль и поперек по двору между гражданами и  спрашивал у всех и каждого, согласны  ли они с  его  мыслью  об этом одном из четырех претендентов на ольшаницкую парафию. Перед титарем люди расступались,  головы без шапок колыхались, и везде было слышно: «Так, так! Это правда! Пусть Харитон будет у нас священником!»

Титарь пошел в покои и объявил  священникам и самому Харитону, что прихожане  избрали его на парафию. Старшим сыновьям  покойного  стало  неловко. Харитон поклонился и поблагодарил за честь.

- Выйдите же, господин дьяк, к громаде! – сказал титарь,  кланяясь Харитону.

Харитон вышел на крыльцо. Следом за ним вышли все священники, кроме братьев. Шум в громаде сразу стих. Титарь со ступеней громко спросил:

- Согласны ли, граждане, чтобы  господин Харитон был священником на  нашей парафии?

- Согласны, согласны! – крикнули граждане как один. – Пусть он  будет у нас священником!

Харитон низко поклонился и поблагодарил громаду

Перевод сделала по изданию: І. Нечуй-Левицький. Твори в  двох томах. Том 2. «Старосвітські батюшки та матушки».  Видавництво художньої літератури «Дніпро»,  Київ -1977.

Вот  вам  пережиток  «народной демократии». Вот такие мы, малороссы, безалаберные. Недаром же  говорят, что для хохлов гетьман – это человек, которого можно выгнать ГЕТЬ, то есть вон.

 Что  следует из вышеизложенного?  Да  то, что  если громада  священника  выбирает, то  она   может также и не пустить на парафию неугодного священника! И в итоге она  это и сделала! Откуда же вдруг взялся в  Ольшанице неугодный  батюшка? Спрашивали – отвечаем.

 Только что избранному на парафию  Харитону прежде чем принять сан  священника, надо было жениться. Он послал  сватов к некоей Анисье Степановне, дочери  старого священника  Прокоповича из соседнего села Чайки. Анисья согласилась выйти за Харитона. Однако у нее ранее был  ухажер -  Марк Павлович Балабуха,  академист, студент Киево-Могилянской академии, философ.  Анисья    Балабухе очень нравилась, а он ей – нет, и потому  дело кончилось тем, что  Анисья   Балабухе отказала,   да не просто отказала на словах, а «дала гарбуза». Балабуха на  это смертельно обиделся, а когда услышал,  что Анисья обручилась с Харитоном, вообще начал рвать    и  метать.

Вот  Балабуха рвет и мечет, а   его мать, старая Балабушиха, ему и говорит:

- Ты, сынок, не кричи, а  поезжай   в Киев, и попроси  себе у митрополита Ольшаницкую парафию. Митрополит  ученым академистам дает любые  парафии  на выбор. Вот ты и и спихни Анисью с ее  дьяком с парафии –  пусть попрыгают!

Балабуха  так и сделал…

Вывод.

К чему я все это говорю? Да к тому, что  хоть сейчас времена и другие,  и священников никто не выбирает,   но убрать   недостойного священника с прихода все равно  МОЖНО.  И не только  можно, но и НУЖНО.

Вообще ныне этот вопрос  очень актуальный:     многим   хочется убрать с приходов защитников «бешеных пёзд», а  некоего блиноокормителя выгнать из академии и отправить дьяком в    сельский приход в  Сибири…

А посему в следующей записи мы, если Богу угодно,  продолжим наш рассказ,  поведаем, как  ольшаницкая громада  не пустила к себе на приход   Балабуху, и  дадим вредные  полезные советы: как  можно убрать с прихода попа-оранжиста...



Tags: проза, укропы, церковь
Subscribe
promo sandra_nika март 12, 2019 14:48 8
Buy for 10 tokens
В те дальние-дальние годы, когда не было не только интернета, но и персональных компьютеров и игровых приставок, мы, советские дети, играли в настольные развивающие игры, которые были куда полезнее современных компьютерных игр… Теперь настольные игры вышли из моды - все сидят вставив в уши…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments