?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Говорит Кара-Мурза.

Учёный, социолог, политолог и публицист Сергей Кара-Мурза объяснил журналу «ВКурсе», почему латыши не могут найти свою страну на карте и какой будет новая мировая заваруха. ИА REX публикует интервью эксперта.

Латвийский художник и режиссёр Эрик Силиньш рассказал на своей страничке в Facebook любопытную историю, которая вызвала бурную дискуссию в прессе. «ВКурсе» приводит цитату из этой истории:

«Сегодня, оказавшись в одной компании (обычные нормальные ребята, работающие на производстве, редко выпивающие), заметил контурную политическую карту мира с границами и предложил латышке (26 лет) в шутку найти Латвию, к моему удивлению через 2 минуты она вернула мне карту, ничего не найдя. Я предложил найти Латвию другой латышке (28 лет) — результат тот же! Тогда я предложил это сделать парню-латышу (24 года) — он испуганно посмотрел на карту и показал на Иран. В шоковом состоянии я передал карту ещё одному латышу (24 года) и через пол-минуты отобрал карту и передал её русской части компании — девушка (20 лет) и два парня (26 и 30 лет) сразу же показали расположение Латвии».

Мы спросили Сергея Кара-Мурзу, известного работами «Манипуляция сознанием» и «Советская цивилизация»,  как латышам удалось так стремительно деградировать, и можем ли мы тоже добиться таких «высоких» результатов, «грамотно» поэкспериментировав с системой образования? Оказалось всё куда сложнее, чем на первый взгляд.



Сергей Георгиевич, почему они не смогли найти свою страну на карте?

Это очень интересно, что за двадцать лет произошли такие глубокие изменения в латвийском обществе. Дело тут не только в том, что они ушли от советской школы. Конечно, латыши знают, что живут на побережье Балтийского моря. Я уверен, если бы их спросили, а какое море в Риге-то, сразу бы смекнули: Рижский залив — Балтийское море.

Дело в том, что пространственные представления у людей маленькой страны складываются иначе, чем у жителей страны, которая угадывается на Земле из космоса. Русские, например, давно освоили хорологическое видение Земли, то есть они как будто смотрят сверху на нашу планету и видят большую страну — Россию. Это понятие единой земли, — а иногда употребляют даже архаическое понятие «чувство гнезда» — важно для формирования народа. Важна граница, важно знать свою землю, где она находится, как она расположена. Когда латыши или эстонцы были частью СССР, они тоже так видели всю свою страну — весь Союз.

 Теперь то огромное пространство они уже не ощущают, а новое ещё не приобрели. Они стали частью Европы, произошло подавление их идентичности. Наверное, они захотели раствориться в Европе. Нынешнее поколение уже очень отличается от предыдущих. Я не уверен, что оно вообще может определиться: Латвия есть или нет? Чуть ли не треть латышей работает батраками в Ирландии. Так, где она Латвия? Это понятие стало эфемерным, скорее вам скажут: вообще-то мы европейцы, может быть даже космополиты. Новые кочевники. Того ощущения гнезда у них уже нет. Они считают, что переросли гнездо и вылетели из него. Тем более, Латвия сегодня для них такая малявка на карте, что даже не хочется на неё и смотреть.

Они потеряли само осознание себя: кто мы, откуда мы, куда мы идём. Ответы на эти три вопроса дают ощущение самобытной общности. Вот если это осознание из-за каких-то травм и перестроек теряется, то вы уже не знаете, кто вы, откуда и куда идёте.

А кто мы?

Мы-то? Кто мы — всё знают более или менее одинаково. Мы — русские. За тысячу лет мы сложились как страна, которая вобрала в себя много всего и выросла в цивилизацию. Мы занимаем Евразию — центр мира — где на нас с востока и запада идут разные силы. Соединенные Штаты — это же Европа, отъехавшая на удобные земли. Америка теперь даже больше Европа, чем сама Европа. А с другой стороны Китай и Индия — великие цивилизации, с растущим потенциалом. Мы их всех отбили. Есть дезертиры, которые думают: а поеду-ка я куда-нибудь в Монако — заживу, но основная масса считает, что ответственна за этот кусок земли, за эту часть человечества. И сейчас мы стоим как витязь на распутье. Вот стоим мы перед этим камнем — и пока не решили, куда повернуть.

И какие там на камне нацарапаны варианты?

Одни думают, что мы опять станем Святой Русью, другие — что будет СССР-2. Была также массовая утопия войти в «общеевропейский дом» — это выражение Горбачева. Многие в него верили — интеллигенция, молодёжь, но довольно быстро они же стали самыми ярыми антизападниками из-за того, что эти надежды явно не сбылись. Никто там не хотел принять нас, бедных родственников, а вот пограбить нас старались.

Наверняка вы, мудрые волхвы науки, знаете куда повернуть?

Я не могу вас порадовать. Мне видятся смутные и необычные образы. То, что не на Запад — это точно. Надо в него запустить свою лапу, а значит и его лапу в какой-то мере запустить в себя, но не смешиваться с ним кровью, своими нервами. С другой стороны Евразийский союз тоже мне представляется очень смутно. Он, конечно, воспринимается не как союз советского типа. Разошлись уже за двадцать лет наши республики, их нельзя собирать в единое государство. Думаю, будет сложная система взаимодействия, может быть она будет и прочнее, чем при административном единстве, но вот этой советской матрицы не возникнет.

На Западе тоже всё меняется, они не идут прямо в свою прогрессию, у них постоянно происходит и архаизация. Иногда посмотришь и думаешь: елки-палки, они же в чём-то откатились от нас назад. Как будто утратили очень многое от рационального сознания, которое сами вырабатывали во время Просвещения. Порой мыслят совершенно тупо. Мы этого не ожидали. Все эти мировоззренческие искания более подвижны, чем нам кажется. Запад не стоит на месте.

Вот в Германии, буквально за десять лет возник фашизм. Как будто от удара молнии из рассудительных бюргеров, которые дома сидят, появился совершенно другой многомиллионнынй народ. Похоже, атомизация и одиночество их достали, и они вдруг слепились в сильнейший тоталитарный рой. Никто из наших философов не предполагал, что такая штука случится. Я к тому, что можно ждать очень резких изменений на Западе, пока будет протекать кризис. Мы, может быть, даже более устойчивы в преодолении той заварухи, которая будет ещё ближайшие лет пятьдесят.

Какой заварухи?

Я про неопределенность, непрерывные кризисы и необычные войны. Двадцатый век тоже был кризисный, но бурный, а потом, видите, кризис перешёл в хронический режим, начались ползучие процессы. Мощная западная цивилизация стояла на нескольких основополагающих идеях, такая база была. Эта база распалась: и демократия, и братство, и равенство, и свобода — всё это исчерпало себя. И картина мира теперь другая. Раньше считалось, что во вселенной много таких планет, как Земля, что люди — братья. Оптимизм был. Сейчас получается, что Земля с ограниченными ресурсами, она окружена барьерами, никуда мы отсюда не денемся, а человек человеку — волк. Оказывается, и воды может на всех не хватить, и кислорода. Сознание меняется от таких открытий.

А мы после этой заварухи тоже, как латыши растеряемся на местности?

Общий проект могут предложить только две цивилизации — Россия и Запад. Другие не претендуют. СССР был оптимистическим проектом для человечества, но он не справился. Может быть, потому что в силу своего оптимизма не предвидел новых опасностей. Сейчас командуют мизантропы, пессимисты. Запад предлагает пессимистическую модель — «золотой миллиард», селекция, неоантичность. Это как национал-социализм у немцев: у нас будет социализм, а все остальные будут на нас работать. Думаю, что всё это временно, может, изловчимся и опять как-то выскочим. Важно, что земля наша останется за нами, мы никуда с неё не уйдём, и если будут какие-то нашествия, мы как-то ухитримся нашу землю не потерять. А вот куда двигаться, ясности нет: множество векторов, но они не собираются в какой-то ясный проект. Зачатки новых моделей пока ещё в состоянии каких-то ростков: растут, поют, дают земле святые корни.

Полностью здесь - http://www.iarex.ru/interviews/31449.html



 

promo sandra_nika март 12, 14:48 8
Buy for 10 tokens
В те дальние-дальние годы, когда не было не только интернета, но и персональных компьютеров и игровых приставок, мы, советские дети, играли в настольные развивающие игры, которые были куда полезнее современных компьютерных игр… Теперь настольные игры вышли из моды - все сидят вставив в уши…

Comments

( 24 комментария — Оставить комментарий )
vil1971
29 ноя, 2012 08:35 (UTC)
Всеми евразийскими песенками надо заниматься тогда, когда Россия наведёт у себя порядок в доме...и вернет после этого обратно 25 миллионов граждан, украденных в результате незаконного сговора в беловежье.
sandra_nika
29 ноя, 2012 09:01 (UTC)
Эти процессы должны идти параллельно.
vil1971
29 ноя, 2012 09:11 (UTC)
П*зду и сиську одной рукой не схватишь...не возможно думать о проблемах Киргизии, когда у себя в подмосковье нет нормального электричества, воды и газа.
Одна из причин недовольства моего коммунистами в том, что я должен кубинцам, вьетнамцам и африканскому племени мумба-юмба, уже только за то, что они выбрали прогрессивный путь развития...так вот, евразийство из той же оперы.
Пока будут заниматься всякой х*йней, разные армянские очкарики, подмосковье быстрее выйдет из состава РФ.
sandra_nika
29 ноя, 2012 09:20 (UTC)
Ну тык, рук-то две! И еще хрен!
vil1971
29 ноя, 2012 09:50 (UTC)
А другая рука для стражи Родины!
Остается только хрен...о чем я и говорил. Хрен всем - это тоже хорошая политика, особенно когда полный хрен в подмосковье.
sandra_nika
29 ноя, 2012 09:53 (UTC)
Ой-ёй, тут пост начался, а вы меня в грех вводите!
Вот был бы тут Скрол, он бы сказал: а хреном мы им... в общем, по самые нидерланды...)))
vil1971
29 ноя, 2012 09:58 (UTC)
хреном куда-то ... это агрессия. Мы мирные люди, поскольку бронепоезд пока еще не починили...)))
sandra_nika
29 ноя, 2012 19:31 (UTC)
Ой, прямо уж - агрессия. Вы еще скажите, что тыкать хреном в живого человека вообще нельзя.
Вот если бы тут был Скрол, оны бы сказал, что это не агрессия, а... эээ... гормональная поддержка европейских феминисток.))
vil1971
29 ноя, 2012 20:06 (UTC)
Да, но сначало надо бронепоезд починить!
Понимаете Сандра, тут в чем хитрость? Мочить грузин ржавыми танками некомильфо. Настоящие демократы бомбят высокоточными ракетами, обедненными уранами, загадочными ядохимикатами и тд и тп. А со стороны русское мочилово кажется не актом демократической справедливости, а каким то брутальным диким варварством.
Надо было сбросить вакуумную бомбу с белого лебедя и весь мир бы восхищённо ахнул и нобелевскую премию за миротворчество бы сразу дал! Вот если Путин был бы негр нетрадиционной ориентации , сектантского вероисповедания, мученников Марса. Вот тогда было бы ваще!
sandra_nika
30 ноя, 2012 06:05 (UTC)
Наш бронепоезд, или воистину акбар!
По вакуумную бомбу и про секту мучеников Марса - это пять!
Но не так уж и плох наш бронепоезд. Вот иллюстрация.
Воистину акбар. Забавно слышать, как вопли "Аллах акбар!" сменяются недоуменным мычанием: "ЫЫЫЫ..."

Используйте вертолеты Ми-8! Это была реклама.
vil1971
30 ноя, 2012 08:28 (UTC)
Re: Наш бронепоезд, или воистину акбар!
Просто Американцы не успели взрыв подмонтировать на компухтерах голливуда. Только озвучка со спецэффектом.
azbv
29 ноя, 2012 11:30 (UTC)
Толково объяснил.
"Сейчас получается, что Земля с ограниченными ресурсами, она окружена барьерами, никуда мы отсюда не денемся, а человек человеку — волк. Оказывается, и воды может на всех не хватить, и кислорода. Сознание меняется от таких открытий."
Все к очередной фашизации Еваропы, опять эти гопники к нам попрут.
vil1971
29 ноя, 2012 12:43 (UTC)
"Все к очередной фашизации Еваропы" --- от толерастии к фашизму...все логично. Только гопники не попрут, их африканцы в европе живими съедят.
avr_mag
29 ноя, 2012 14:07 (UTC)
Ага, съедят, снова проголодаются и попрут на нас.
А мы... мы их встретим по-русски, хлебом-солью,
как сейчас встречаем мигрантов из Азии...
vil1971
29 ноя, 2012 14:09 (UTC)
Вы свои сексуальные фантазии оставьте при себе...
azbv
30 ноя, 2012 06:48 (UTC)
Ну если только самою малость. ЮАР например, там расовое соотношение куда более критическое.
vil1971
30 ноя, 2012 08:27 (UTC)
Да, но там белых мало, это святое! Это НЗ! Неприкосковенный запас...ну и десерт, вдруг какая дружеская делегация из соседней страны приедет.
azbv
30 ноя, 2012 09:03 (UTC)
Когда у них к власти пришли черные, там поначалу был геноцид. Но потом поняли, что без белых еще хреновей и политика изменилась. Белые стали возвращаться. А мигрантов у них тоже достаточно. В Европе соотношение другое, плюс родная земля для белых и апартеида не было. Так что сначала там по бузят потом закроют границу, кого надо выдворят за пределы. Разберутся они со своими мигрантами.
vil1971
30 ноя, 2012 09:40 (UTC)
"там поначалу был геноцид" --- о, в самую точку...а потом покаялись, но съеденых не вернуть. Я же сказал, в Африке белых мало, нз. А в Европе много!!!!
"Разберутся они со своими мигрантами." --- или не разберутся. Вообще фашизмом нужно раньше было заниматься, время упущено. То есть можно будет вернуть ситуацию в норму, ну уж очень кровавым и варварским путем. Могут не решиться...а ведь еще есть третьесортная европа. Она может стать союзником кого угодно. Может белых фашистов ( что скорее всего), а может и черно-арабских мигрантов.
azbv
30 ноя, 2012 12:35 (UTC)
Могут быть различные варианты. Но белые исторически выигрывают. >Вообще фашизмом нужно раньше было заниматься, время упущено.
Не пока не время для фашизма. Уровень жизни в общем еще пока высок. Вот когда с нашим уровнем сравняются (не московским естественно, а глубинки), тогда основа будет готова.
vil1971
30 ноя, 2012 14:04 (UTC)
"Уровень жизни в общем еще пока высок." --- это энерция паровоза, дров уже нет, а он ещё едет.

"Вот когда с нашим уровнем сравняются" --- там так не получится, типа плавное снижение....взрыв и социальные протесты, потом фашисты.
azbv
30 ноя, 2012 19:51 (UTC)
Да. И придут, пожалуй, быстрее чем в Германии первой половины 20 века.
avr_mag
29 ноя, 2012 14:12 (UTC)
Хорошее интервью.
Умный дядька.
Жаль что в нашем правительстве таких мало.
Или даже вообще нет.
В правительстве нашем конечно тоже не дураки.
Сволочи,но умные.
Только ум их совсем другим занят.
gabardin
2 дек, 2012 04:17 (UTC)
Чучело еврея
Очень рад, что Вы склонны с вниманием относиться к мыслям высказываемым Сергеем Георгиевичем, а посему привожу ссылку на его мнение о "чучеле еврея" (простите, уж очень меня задевают высказывания такого рода) http://rusrand.ru/blogs/blogs_126.html.

Edited at 2012-12-02 04:18 (UTC)
( 24 комментария — Оставить комментарий )

Profile

Паладинка
sandra_nika
Сандра

Latest Month

Июль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner