Сандра (sandra_nika) wrote,
Сандра
sandra_nika

Четырнадцатое августа.

Оригинал взят у sandra_nika в Четырнадцатое августа.

Опубликуем-ка  мы хорошо забытое старое...

Сегодня замыслила я, на  превеликую радость всем УКРАЇНОЗНАВЦЯМ,  написать о некоторых малороссийских НАРОДНИХ ЗВИЧАЯХ, связанных с днем 14 августа. 14 августа малороссийские пейзане (крестьяне) называют не только медовым спасом, но еще и праздником МАКОВІЯ (!!!???!!!). Это совершенно идиотское название возникло в результате лингвистического недоразумения. Но прежде чем говорить о недоразумении, возьмем православный календарь и выясним, что же  в действительности празднуется 14 августа.

Цитирую:

14 августа (1 августа по церковному календарю) день, изобилующий для Православной Церкви событиями.

Основной праздник этого дня называется "Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня". Впрочем, таинственное выражение "происхождение древ Креста" обозначает просто крестный ход.

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой Церкви (в честь Святой Софии-Премудрости Божией). С настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста".

В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа I". В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольский великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".

По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника - Медовый Спас).

Цитата взята отсюда – www.pravpost.org.ua/page-id-350.html

Также 14 августа – день памяти ветхозаветных мучеников Маккавеев, их матери Соломонии и их учителя Елеазара. Подробнее о  них  можно прочесть на сайте, ссылку на который я только что привела.

Так вот, лингвистический казус произошел как раз с многострадальными мучениками Маккавеями. У малороссийских пейзан тут все  случилось прямо по пословицам «Слышали звон, да не знают, где он» и «Дурний як не дочує, то збреше». Пейзане о мучениках Маккавеях ничего не знали, однако услышали краем уха их имя. А услышав, слегка исковеркали его, узрели в нем, исходя из простого созвучия, корни «МАК» и «ВІЯТИ» и связали этот  день со сбором мака. (Боже, какие  бестолковые эти пейзане!). Поэтому в этот праздник страмослябы… так,  что-то не то… Начнем сначала. Поэтому в  этот праздник  пейзане идут освящать мак. А пейзанские детишки развлекаются (по крайней мере, в селе, где находится моя так называемая дача) еще более оригинальным способом – делают идола по имени МАКОВІЙ.

Творение идола происходит следующим образом. Берется деревянный крестообразный каркас-основа и устанавливается, вкапывается на каком-нибудь пригорочке. Затем на каркасе начинают собирать идола. Башку ему делают из большой круглой тыквы. На тыкве малюются или вырезаются глаза, нос и рот идолища (чисто Хеллоуин, мля!). Частенько на голову-тыкву напяливается также для красоты соломенная шляпа – БРИЛЬ. Тулово и руки МАКОВІЯ по идее и логике должны бы делаться из снопов, но детишки почему-то плетут их из самых разнообразных цветов – ноготков, астров, ранних хризантем, бархатцев (то есть легендарных малороссийских ЧОРНОБРИВЦІВ) и прочих. Если идола делают детишки, то  этими мирными и целомудренными цветочками все и ограничивается. Но если за МАКОВІЯ берутся пацаны-подростки,  идол может обзавестись... ээээ... хммм... половыми органами, собранными из двух крупных картофелин и кукурузины длиной в локоть.

Логично предположить, что творение идолища есть не что иное, как пережитки языческого праздника урожая (ОБЖИНКІ?), а сам идол   олицетворяет, символизирует такие материи, как плодородие и урожай.

Пока детишки пляшут вокруг МАКОВІЯ, взрослые  делают такую себе икебану, главным элементом которой являются коробочки мака, и идут освящать ее в церковь, как я уже сказала выше. Это – чисто народный обычай, не имеющий никакого отношения к православию.

Особой популярностью у пейзан пользуется так называемый МАК-СКАКУН. Это обыкновенный мак-самосейка. Он  вообще очень похож на культурный мак,  но отличается от него более мелкими и самораскрывающимися коробочками. Вот с этим СКАКУНОМ у пейзан связано много поверий. Считается хорошей приметой, если на огороде вырастет по факту самозачатия, самопосева мак-скакун. Считается также, что этот мак надо освятить, а затем рассыпать вокруг хаты – это якобы  хорошее средство защиты от воров и от СГЛАЗА. Это уже – вообще чистой воды суеверие, то есть ЗАБОБОНИ, как говорят в Малороссии. Боже, какие суеверные эти пейзане!

В последние годы мак-самосейка ценится еще и потому, что культурный мак вырастить невозможно – его с корнем вырывают наркоманы. Получается все как в той песне: «Наркомани на городі, наркомани на городі, наркомани на городі ріжуть маковиння, Є-Є-Є-Є! »

Вот что интересно. Издавна в Малороссии сеяли  мак, который затем использовали для приготовления разного рода пирожков, струдлей, МАКІВНИКІВ и кутьи. И никому почему-то не приходило в голову варить из  маковой соломки ширку. Но вот наступила так называемая катастройка, откуда-то явились наркоманы, и выращивание мака стало невозможным – как только достигает он молочной спелости, приходят эти сволочи, и выдирают его с корнем. Так что в нашем селе никто не сеет мак уже, наверное, лет пятнадцать.

Оно, конечно, без мака вполне прожить можно – сім років мак не родив, а голоду не було, как говорят малороссийские пейзане, но дело ведь не в этом! Почему при Союзе спокойно можно было вырастить мак? Почему под заборами спокойно росла в качестве бурьяна конопля, и никто не обращал на нее внимания?..

Что же такое произошло с нашей Родиной? Риторический вопрос...

Tags: православие, праздники, язычество
Subscribe
promo sandra_nika march 12, 2019 14:48 8
Buy for 10 tokens
В те дальние-дальние годы, когда не было не только интернета, но и персональных компьютеров и игровых приставок, мы, советские дети, играли в настольные развивающие игры, которые были куда полезнее современных компьютерных игр… Теперь настольные игры вышли из моды - все сидят вставив в уши…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments