Ну, и ещё о Кадырове и том самом памятнике..Кадыров открыл памятник героям Кавказской войны вызвала много дискуссий в блогосфере и социальных сетях. «В Чечне появилась новая достопримечательность, которая уже успела привлечь к себе внимание за пределами республики. Рамзан Кадыров торжественно открыл памятник чеченским женщинам — жертвам „трагедии в селении Дади-юрт“. Чеченские историки утверждают, что захваченные девушки мстили за жителей села Дади-Юрт, сожженного по приказу генерала Алексея Ермолова — одного из главнокомандующих русскими войсками в Кавказской войне», — сообщают СМИ.
. Информация о том, чтоИА REX: Должны ли федеральные власти вносить коррективы в такие решения?
Александр Юсуповский, этнополитолог, кандидат философских наук:
В истории российско (русско)-чеченских отношений как и в истории отношений любых народов были самые разные страницы — и светлые и тёмные. И если для одного народа та или иная страница или исторический деятель был героем, то для другого мог восприниматься как угнетатель, завоеватель и т.д. Примеров можно приводить массу: Ермак, Суворов, Ермолов и т.д и т.п. Великий ли человек Колумб? Возможно, этот вопрос надо адресовать аборигенам открытых им земель — индейцам. И не уверен, что тут люди с разной самоидентификацией и исторической памятью смогут вообще в принципе прийти в единому мнению и оценке деятельности «своих» и «не своих». Другой вопрос, надо ли расчёсывать реальные и мнимые обиды прошлого с помощью памятников и зачем это делать? В конце концов, у сыновей и внуки ещё недавно воевавших друг с другом (например, россияне и немцы) людей могут быть общие интересы и широкие горизонты сотрудничества. Вчерашние «не свои» нередко становятся «своими».
Умение прощать (не путать с исторической амнезией) тоже важная черта культуры межнационального общения. Иногда приходится выбирать: или смотреть назад или думать о перспективах совместного существования. Главное не перепутать где у истории зад и где перёд. Создатели и пропагандисты такого памятника, возможно, уверены, что они преследуют благие и благородные цели. Но на деле — это индикатор того, что они, ни в грош не ставят ту самую общероссийскую идентичность.
Я не думаю, что федеральным представителям надо гиперреагировать на эту регионально-этническую инициативу. Но и по страусиному совать голову в песок было бы не лучшим выходом. Существует же Совет по межнациональным предложениям при Президенте Российской Федерации — ему и карты в руки. Пусть собранные там специалисты и представители оценят, и дадут оценку и адекватный ситуации совет. Не дадут? Ну это тоже будет определённой характеристикой Совета и индикатором эффективности его деятельности.
Кирилл Мямлин, публицист:
В «Записках» генерала Ермолова он подробно описал, за что именно был истреблен целый аул непокорных чеченских бандитов — грабивших всех окружающих, включая русский гарнизон. Причем, земля под аул была ими захвачена у других владельцев. В начале операции обитателям этого аула — а вернее воровской малины — было предложено выдать украденных у казаков лошадей и освободить чужую землю — переехав на свою. В ответ началась стрельба. Характерно, что в «Записках» Ермоловым описано все подробно, в том числе, что чеченцы резали своих жен, чтобы не сдаваться в плен, как жены бандитов с ножами кидались на солдат и т.д. Говорилось про штурм каждого из домов, про убитых и раненных — с обоих сторон. При этом в плен было взято 140 человек. Но, ни о каких «женщинах, бросавшихся вместе с конвоирами в пропасть» там даже не упомянуто. Поэтому история про «утопленниц» из этой малины — выдуманная байка.
Между тем, если в России начинают ставить памятники убийцам русских солдат — это говорит о том, что никакого «усмирения» не произошло.
Сандра Новикова, журналист и блогер:
Да, вносить коррективы в такие решения надо, иначе завтра вслед за памятником «первым шахидкам» появятся памятники доблестным татарам, защищавшим Казань от кровавого тирана Ивана Грозного; или же воинам хана Кучума, боровшимся за вольготную Сайберию против конкистадора и захватчика Ермака; или сподвижникам Марфы-посадницы, которая всего лишь боролась за евроинтеграцию и демократию в Новгороде, но была безжалостно раздавлена имперским сапогом Ивана Третьего; и иже с ними - ну, а что, вон украинские свидомые граждане любят делать из обычной феодальной стычки – взятия Киева Андреем Боголюбским - чуть ли не русско-украинскую войну. Так что реагировать на это надо, вопрос только: как? Некоторые предлагают начать «войну памятников и названий» и поставить в Грозном памятник генералу Ермолову. Ну, а другие говорят, что война памятников по принципу «око за око, и памятник за памятник» будет бесконечной, и потому лучше её не начинать, а сразу же пресекать в зародыше такие инициативы.
Вообще идеи Кадырова в последнее время становятся довольно-таки странными. Я в принципе лояльно относилась к Кадырову и не раз отмечала, что он неплохой тролль: так, почти года два назад он неплохо троллил болотно-сахарную тусовку, в апреле этого года опубликовал замечательную статью в «Известиях» (http://sandra-nova.livejournal.com/604292.html), а совсем недавно подразнил всех креаклов, заявив, что в Европе нет ни культуры, ни нравственности, и он, Кадыров, не хочет быть европейцем, а хочет быть гражданином России. К сожалению, люди, склонные к троллингу, иногда увлекаются, и начинают троллить ради троллинга. По-моему, Кадыров как минимум увлёкся троллингом – открывать этот памятник не стоило. И кстати, мечеть символом России быть не может. И Коломенский кремль тоже - главным символом России должен был стать Московский Кремль, а выбирать символы должны были не смс-голосовальщики, а группа экспертов. Впрочем, символы России – это уже другая тема…
Моё мнение полностью и другие мнения здесь - http://www.iarex.ru/articles/41266.html
Journal information