Готов ли народ Украины к реституции? - спрашивает журналист Александр Горохов в одноименной статье на сайте oko-planet.su. «Как известно, «адвокатами» Украины в вопросах евроинтеграции выступают её соседи: Польша, Румыния, Литва. Особую заинтересованность в этом процессе проявляют США, в меньшей мере – Венгрия и Словакия. Внутри Украины евроинтеграционные устремления характерны для западных областей Украины и крымскотатарских организаций.
Причину столь рьяного стремления последних в Европу раскрыл на сайте «Майдан.орг» некто Эрнес Кипчаков: «Евросуд присудил выплатить Ежи Броневскому за утраченное подворье своей бабушки 80.300 долларов, а Украина предлагала 400.600 долларов в виде компенсации как жертвам политических репрессий всему крымскотатарскому народу, да и то непосредственно высланным». По данным президента благотворительного фонда «Белая Криница» Сергея Деева, с имущественными претензиями в адрес Украины готовы выступить 80 тысяч поляков, десятки тысяч этнических украинцев, депортированных советской властью в Сибирь, Казахстан и другие регионы бывшего СССР. Причём это не окончательные цифры: только с территории УССР в Польшу было переселено 810,4 тысячи человек.
Имеются претензии к Украине у граждан Румынии, Венгрии, Словакии, часть территорий которых по итогам Второй мировой войны отошли к Украине. В США проживает огромное количество эмигрантов, некогда имевших собственность на просторах от Чопа до Луганска. Интерес Литвы также объясним: потомки литовской знати готовы претендовать на экспроприированное в 1917-1945 гг. имущество, расположенное на территории Украины.
Интерес к распространению европейских правовых норм по реституции на территорию Украины имеется у УГКЦ, которой по законодательству Республики Польша, II Речи Посполитой, принадлежали огромные земельные угодья. Например, в 1939-1941 гг. крестьянские хозяйства только Львовской и Дрогобычской областей получили 230 тысяч гектаров бывшей помещичьей и монастырской земли [4]. Впрочем, не меньшая заинтересованность существует и у рядовых граждан: в ходе выселения украинцев из Польши в УССР переселилось почти 483 тысячи человек. Некоторые из них уже изучают вопросы получения назад своего имущества в западных областях Украины. Не зря же несколько лет назад бесследно исчезли архивы Львова, весь исторический центр которого до 1939 года принадлежал полякам», - отмечает автор статьи.
ИА REX: Готов ли народ Украины к реституции?
Лев Вершинин, политолог и историк, кандидат исторических наук:
До сих пор вопроса о реституции удавалось избегать ссылкой на то, что Украина не является правопреемницей СССР и УССР. Однако положение может измениться в ближайшие месяцы. Причиной тому – планируемое подписание Соглашения с Евросоюзом о политической ассоциации и Зоне свободной торговли, в котором Украина принимает на себя безоговорочное обязательство привести свою законодательную базу в полное соответствие с законодательством ЕС. Статьи 2 и 14 Соглашения прямо указывают на необходимость соблюдения Украиной Конвенции. Кроме того, высшей судебной инстанцией для Украины в вопросах реституции после этого станет Европейский суд по правам человека. При этом заявителю не требуется прибегать к судебному разбирательству в Украине, если это является неэффективным средством защиты его прав...
Юрий Юрьев, политконструктор:
Народ Украины не готов в результате реституций закончить жизнь в неотапливаемом сарае, как ранее знаменитая и гордая, талантливая и адаптивная Вия Артмане. Но почему-то народ Украины не может связать в одно целое слагаемые: "евроинтеграция = реституции + люстрации + конфискации + ненужность", как, ни публикуй это в СМИ. Кто виноват в беспечности? Во-первых, сам народ…
Андрей Давыдов, журналист:
Готовы ли украинцы к реституции? А вот подпишет президент Украины Виктор Янукович все бумаги по ассоциации с ЕС, тогда и узнают. Я думаю, впереди еще много сюрпризов для украинцев.
Сандра Новикова, журналист и блогер:
Я не знаю, готов или нет народ Украины к реституции, но сама идея мне нравится: я так и вижу очами души своей, как в славный город Львов, извините, Лемберг, после реституции вернутся его настоящие хозяева – поляки и евреи. Конечно, может случиться так, что полякам требовать своего не позволят (не позволили же им признать Волынскую резню геноцидом), а вот евреям запретить что-либо будет сложно. А если за евреями вслед потянутся требовать своего и закордонные и заокеанские потомки «Терещенко» («Терещенко» тут фамилия условная, имеются в виду потомки дореволюционных капиталистов и землевладельцев)? Как к этому отнесутся местные скоробогатьки? А кстати, кому там Аскания-Нова принадлежала? Ах, барону Фальц-Фейну? Хорошо! А кто там город Юзовку, извините, Донецк, основал? Ах, Джон Юз? Замечательно!
В общем, запасаемся поп-корном, как пишут в интернетах, и наблюдаем за реституцией.
Мнения полностью здесь - http://www.iarex.ru/interviews/41524.html
Journal information