?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Российское историческое общество предложило отказаться от термина "татаро-монгольское иго" в новом учебнике истории.

Это стало частью нового историко-культурного образовательного стандарта, который окажется в распоряжении президента России к 1 ноября. Окончательное решение о принятии стандарта примет Владимир Путин, пишет Utro.ru со сcылкой на "КоммерсантЪ".

Смены ига на "систему зависимости русских земель от ордынских ханов" в отечественных учебниках добивались историки Татарстана. По их мнению, преподавателям истории пора отказаться от евроцентристского подхода к дисциплине, поскольку "Россия - евразийское государство". В самом Татарстане "Золотая Орда считается империей, а Чингисхан не завоевателем, а реформатором", цитирует вице-президента республиканской Академии наук Рафаэля Хакимова "КоммерсантЪ". В целом, Хакимов отметил, что новый образовательный стандарт стал более плюралистичным и "политически не ангажированным".

http://www.segodnya.ua/world/Putin-poboret-tataro-mongolskoe-igo--463005.html

У нас спрашивают, как мы к этому относимся. Спрашивали – отвечаем.

В общем и целом я отношусь к этой идее положительно: дело в том, что я тоже считаю, что во-первых, России, строящей Евразийский Союз, давно пора отказаться от исторического евроцентризма; а во-вторых, что отношения России и Орды всё же были больше похожи не на иго, а на своего рода вассальные отношения, обычные и типичные для средневековья. Поэтому я бы лично излагала бы проблему отношений Руси и Степи примерно так: в тринадцатом веке по причине раздробленности и княжеских междоусобиц Русь ослабла и попала под власть Орды. Хорошо это было или плохо? Теперь-то мы понимаем, что скорее хорошо, и у нас есть тому железные, основанные на фактах доказательства, ибо когда пришли монголы, на Руси было два сильных князя – Александр Невский, позднее канонизированный Русской Православной Церковью, и Даниил Галицкий. И вот к этим-то двум князьям Рим, всегда жаждущий поработить и окатоличить Русь, отправил своих послов. Послы предложили князьям помощь в борьбе с Ордой и королевские титулы. Александр Невский не принял короны от Папы, а предпочёл стать подданным Орды и побратимом хана Сартака (кстати, христианина). Факт побратимства Александра и Сартака подтверждает то, что отношения Орды и Руси были скорее вассальными – ведь очевидно же, что побрататься с подневольным рабом хан никак не мог, а вот с вассалом – вполне.

В отличие от Александра Невского, князь Даниил Галицкий выбрал евроинтеграцию и стеклянные бусы в виде королевского титула, который почти ничего не значит, если не подкреплён силой. Итог этой евроинтеграции был печальным: помощи от Запада Даниил не дождался, княжество его начало слабеть и хиреть, и в итоге было завоевано и разделено между соседями. В то же время Русь под властью Орды постепенно сосредотачивалась, копила сила и собирала земли. Немало способствовала этому Православная Церковь, к которой монголы относились весьма лояльно. К сожалению, крестить Орду не удалось (а возможность крещения Орды была вполне реальной) - она стала мусульманской,  и это осложнило отношения Руси и Орды. Тем не менее,  во  втором и третьем   периоде  "ига", извините,  зависимости  Руси от Орды, многие татарские мурзы переходили на службу к русским князьям –  главным  образом к  великому князю Московскому (мы  знаем потомков  этих мурз -    всех этих Юсуповых,  Сабуровых, Карамзиных, Аксаковых, Темирязевых, и т.д.), и это служит ещё одним доказательством того, что Русь была скорее вассалом Орды – ведь очевидно же, что на службу к подневольному рабу никто не пойдёт, а вот к тому кто является вассалом того же суверена, что и ты – вполне.

Когда же Русь достаточно окрепла, она вышла из-под власти Орды – разорвала вассальный договор ханскую грамоту – и явилась изумлённому миру. И не просто явилась, а тут же подхватила имперский флаг погибшей Византии и назвалась Третьим Римом – а четвёртому не бывать.

Итак, если мы согласимся, что Русь была не под игом, а являлась вассалом Орды, будут разрешены многие исторические проблемы. К примеру, некоторые господа очень любят лаять московских государей за то, что они-де на русских вместе с татарами ходили, а это измена. Но если мы взглянём на эти походы через призму вассальных отношений, то получится, что это обычная средневековая междоусобица. А суть междоусобицы проста: суверен со своими верными вассалами идёт походом против вассала взбунтовавшегося. Станет понятно и то, почему всего через два года после Куликова поля пришёл Тохтамыш и сжёг Москву – дело в том, что и Куликовская битва была тоже своего рода междоусобицей. К тому же, признав то, что Русь была вассалом Орды, мы с чистой совестью сможем сказать, что Россия является наследницей двух империй – Византийской и империи Чингисхана, и провести параллели с сегодняшним днём. Ну, и очень полезным будет, дабы окончательно избавится от евроцентризма, сравнить законы Чингисхана и тогдашние европейские законы. Сравнение окажется отнюдь не в пользу европейцев: у Чингисхана в империи настоящая свобода совести была… Впрочем, законы – это уже немного другая тема.

А возвращаясь к нашей теме, повторю ещё раз: в общем я согласна с тем, что период, когда Русь была под властью Орды, называть игом не стоит. Однако меня немного смущает то, что инициатива исходит от татарских товарищей – лучше было бы, что об этом заговорили сами русские. Потому я скажу так: при написании учебников надо руководствоваться не соображениями толерантности и не боязнью кого-то обидеть, а лишь исторической правдой. И тогда правда будет не разъединять, а объединять. Вот как-то так. Другие  мнения тут - http://www.iarex.ru/interviews/41705.html

promo sandra_nika март 12, 14:48 8
Buy for 10 tokens
В те дальние-дальние годы, когда не было не только интернета, но и персональных компьютеров и игровых приставок, мы, советские дети, играли в настольные развивающие игры, которые были куда полезнее современных компьютерных игр… Теперь настольные игры вышли из моды - все сидят вставив в уши…

Comments

( 44 комментария — Оставить комментарий )
russkoeleto
1 окт, 2013 05:28 (UTC)
Мысли носятся в воздухе: http://russkoeleto.livejournal.com/204608.html

Само слово "татары" куда позднего происхождения, на самом деле нынешние татары Поволожья назывались булгарами, и есть названия других кочевых степных племен упоминаемых еще Татищевым, и в русских источниках и летописях этот навязанный нам извне термин "монголо-татарское иго" не использовался вообще. Это вообще не русский термин. Он был агрессивно навязан в учебники при большевиках после 1917 года.
В целом считаю, что этот термин фактически западная идеологическая деверсия направленная на разрушение целостности России и вдалбливание с малолетства, что татары и русские - враги.

Edited at 2013-10-01 05:29 (UTC)
el_megido
1 окт, 2013 05:33 (UTC)
Об истории-проститутке
К сожалению имеются 2 истории, одна наука,а вторая проститутка, представляющая современную политику опрокинутую в прошлое. Вторая история идет со времен указа папы Римского о том,что русские - варвары и живут в ямах, прикрытых сверху вязанками хвороста. При этом полностью игнорируются эпосы Египта, Сирии, Персии о походах русских в эти страны и кроме того "забыли" о 64 знаковом алфавите "этрусков" основоположнике латиницы и кирилицы, появившихся ниоткуда, а вернее переселившихся и спасающихся от холода наших предков и на их основе создавших Европейские государства. Ничего не известно о "желтых" походах Александра Невского (справедливости ради пшеки помнят) и о том, что практически во всех войнах средневековья русскую армию всегда дополняла кавалерия татар, решившая исход боев в Ледовом побоище, Куликовской битве и (УПС!!!) взятии Казани и при этом татары жили с русскими бок о бок на протяжении всей истории нашей Родины.
livejournal
1 окт, 2013 05:35 (UTC)
Об истории-проститутке
Пользователь el_megido сослался на вашу запись в записи « Об истории-проститутке» в контексте: [...] у в России как наследнице двух империй пора отказаться от евроцентристского взгляда на историю. [...]
drakonit
1 окт, 2013 05:37 (UTC)
О как. В угоду татарве будем свою историю переписывать. Дмитрия Донского тоже отменим? Куликовскую битву запретим, битву при Молодях запретим? И чего же это дружественная орда веками по русским городам прокатывалась, уничтожая их до основания, а затем еще веками угоняла славян в рабство? С Крымским ханством вон до 17 века боролись - тоже друзья? Нет уж - позорное пораженчество. И так вон фильмов, мультфильмов про борьбу славян с ордой и не увидеть на ТВ, только по инету и остались, чтобы казанскую нечисть не разозлить. Напротив, выносить борьбу с ордой и прочими ордами с басурманами, с погаными (исторические названия), как основу русского патриотизма. Тем более на этой борьбе и выросла, выкристаллизровалась Русь и выросла потом до России. А все этносепаратистские образование типа Татарстана давить жестко - никакой республики - Казанская губерния, русский язык, город Иваногрозновск - столица.
sandra_nika
1 окт, 2013 05:45 (UTC)
*чтобы казанскую нечисть не разозлить...
Нет. Не чтобы "казанскую нечисть не разозлить". А потому, что мы наследники двух империй. Потому, что святой благоверный князь Александр Невский в Европу не интегрировался и короны от Папы не принимал. Потому что нам сейчас, увы, снова нужен... хм... "китайский зонтик"...
А насчёт того, что никаких "республик" быть не должно (Казанская, извините, Иваногрозненская область)))), так я об этом постоянно пишу. Но не всё сразу, не всё сразу...
(без темы) - drakonit - 2 окт, 2013 05:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sandra_nika - 2 окт, 2013 06:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - drakonit - 2 окт, 2013 14:24 (UTC) - Развернуть
vil1971
1 окт, 2013 13:05 (UTC)
"этносепаратистские образование типа Татарстана давить жестко - никакой республики - Казанская губерния, русский язык, город Иваногрозновск " ---- бугага. сами республику придумали, сами дали суверенитете сколько влезет, сами потом давить будете....сидя на диване, пердя под пивко...хахаха...)))
(без темы) - sandra_nika - 1 окт, 2013 15:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vil1971 - 1 окт, 2013 16:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sandra_nika - 1 окт, 2013 17:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vil1971 - 2 окт, 2013 10:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - drakonit - 2 окт, 2013 05:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vil1971 - 2 окт, 2013 10:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - drakonit - 2 окт, 2013 14:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vil1971 - 2 окт, 2013 14:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - drakonit - 3 окт, 2013 06:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vil1971 - 3 окт, 2013 09:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - drakonit - 3 окт, 2013 10:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vil1971 - 3 окт, 2013 11:02 (UTC) - Развернуть
livejournal
1 окт, 2013 05:38 (UTC)
России как наследнице двух империй пора отказаться о
Пользователь katmoor сослался на вашу запись в записи «России как наследнице двух империй пора отказаться от евроцентристского взгляда на историю.» в контексте: [...] у в России как наследнице двух империй пора отказаться от евроцентристского взгляда на историю. [...]
(Удалённый комментарий)
sandra_nika
1 окт, 2013 05:56 (UTC)
*притязаний на первый Рим ещё нет?
А как же!
- Западноевропейский федеральный округ...
- А это где?
- Это не где, это мысль...
(Удалённый комментарий)
(без темы) - sandra_nika - 1 окт, 2013 06:08 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - sandra_nika - 1 окт, 2013 06:29 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - sandra_nika - 1 окт, 2013 06:50 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - sandra_nika - 1 окт, 2013 07:18 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - sandra_nika - 1 окт, 2013 07:49 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - sandra_nika - 1 окт, 2013 08:35 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - sandra_nika - 1 окт, 2013 08:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mag_ludi - 1 окт, 2013 10:30 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - sandra_nika - 1 окт, 2013 18:21 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - sandra_nika - 2 окт, 2013 01:55 (UTC) - Развернуть
wedun26
1 окт, 2013 09:02 (UTC)
Не остроумно
Если читать не "желтую прессу", а исторические документы, то:
1) Орда Чингизхана кочевала между Волгой и Яиком, на Руси этот народ звали "нижними булгарами" Какие-же это, в жопу, "монголы"?
2) Фактов существования Ига до сих пор никто так и не предоставил, как ни смешно это звучит. Однако известно, что первым Орду разгромил сын Александра Невского Дмитрий -- если память не изменяет, в 1292 году, а вторым -- Дмитрий Донской в 1376, отвоевав у Орды Булгарское ханство. (это все справочники, справочники, в любой захудалой энциклопедии эти факты имеются)
3) Татары были не первыми и не последними наемниками в русской армии. Примерно до 13 века русские князья нанимали на службу дешевое мясо в Скандинавии, потом, до 15 века -- в Орде, начиная с 16 -- в Европе (немцев, французов, шведов и даже шотландцев)
Почему период "татарской дешевизны" назван Игом -- совершенно непонятно.
Сиречь -- отношения были больше похожи не на вассальные, а на союзные.
sandra_nika
1 окт, 2013 09:14 (UTC)
Re: Не остроумно
*Сиречь -- отношения были больше похожи не на вассальные, а на союзные... Была у меня мысль назвать их "союзными", но я решила пока повременить.))) Потому что надо найти компромисс между дорогим и уважаемым другом Драконитом, который выше негодует "О как. В угоду татарве будем свою историю переписывать....", и такими, как вы - а шо делать?!!
wedun26
1 окт, 2013 09:08 (UTC)
Да, кстати
Отношения побратимства Сартака и Александра -- это фейк.
Сартак известен тем, что после смерти хана Батыя попытался обложить Русь данью. Александр Невский приказал зарезать присланных баскаков, после чего поехал в Орду, поменял там хана и основал там (в Орде) Сарайскую епархию -- самую крупную православную епархию в мире вплоть до 17 века.
vil1971
2 окт, 2013 10:47 (UTC)
Статья конечно интересная и во многом справедливая...поскольку современная Россия произошла от союза Московских славян и ордынцев...никакие хохлы в этом процессе не учавствовали, костяк империи именно здесь. Украина присоединилась на другом этапе... вот щас обратно отсоединяется...ну ниче, будет идея и украина вернется...по осколкам снова соберем.
livejournal
4 окт, 2013 06:49 (UTC)
О знаковых событиях в русской истории.
Пользователь vovk_bavyka сослался на вашу запись в записи «О знаковых событиях в русской истории.» в контексте: [...] обусловлена княжескими распрями. (Смотрите также - http://sandra-nova.livejournal.com/697719.html [...]
( 44 комментария — Оставить комментарий )

Profile

Паладинка
sandra_nika
Сандра

Latest Month

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner